Как бизнесмен из Ростова стал пионером рынка чайных и почему столкнулся с кризисом
В 2006 году основатель сети московских чайных «Чайная высота» Виктор Енин первым в России ввел в меню чайной мороженое, сделав акцент на необычных вкусах — тыквы, грибов, репы. Много лет его бизнес рос, к 2018 году он открыл производство чайных ингредиентов, четыре собственных чайных в центре Москвы и одну — как наемный управленец в Мещерском парке. Фокус на этой подмосковной чайной, пандемия и разногласия с арендатором замедлили развитие сети. Сможет ли она реабилитироваться?
Виктор Енин встречает корреспондента Forbes в дальней части своего кафе «Чайная высота» на Тверской. Здесь царит атмосфера Китая — по периметру плавают золотые рыбы, а на деревянных стенах развешаны экзотические панно. Большую часть помещения чайной занимает гигантский стол, заставленный десятками чашек, ламп и статуэток. Многие из них будто оказались здесь случайно. Например, керамическая жаба соседствует со статуэткой мастера Йоды — персонажа из «Звездных войн».
Экспериментальный подход к делу — то, чем славится Енин в московской чайной среде. Он первым в России ввел в меню мороженое из чая, сделав акцент на необычных вкусовых сочетаниях. В его заведениях можно попробовать, например, мороженое на основе грибов и репы.
Первую чайную Енин открыл в далеком 2005-м. Впоследствии он расширил сеть до четырех заведений под названиями «Чайная высота» и «Пуэрпорт». Еще одно кафе сети, под вывеской «Лесная чайная высота», в 2018 году появилось Мещерском парке, куда Енина пригласили провести модернизацию. Эта подмосковная чайная быстро стала популярным местом. Однако в 2019 году Енин расстался с ней, а в 2020-м вдобавок лишился одного из собственных заведений, на ВДНХ.
Forbes рассказывает, как устроен бизнес пионера столичного рынка чайных, почему его сеть переживает кризис и сможет ли она зайти на новый виток роста.
К чаю
Виктор Енин родился в Грозном в семье инженера и преподавателя химии. В школе его увлекала биология, поэтому в 1991 году он поступил в Чеченский государственный университет на биологический факультет. Но проучился там недолго — скоро в Республике начался военный конфликт, и Енин перевелся в Южный федеральный университет (до 2006 года — Ростовский государственный университет).
В 1993 году, чувствуя приближение войны (в 1994 году началась первая чеченская кампания), семья Енина продала квартиру в Грозном за «смешные деньги» — $2000 и переехала в Ростовскую область. Вскоре Енин бросил университет, решив сосредоточиться на зарабатывании денег.
В том же 1993 году Енин вместе с «ростовским товарищем» (имя он не называет) запустил первый бизнес — сеть ларьков под брендом «Ассоциация сиреневых точек», где продавались музыкальные диски и видеокассеты. Помимо торговли, ассоциация занималась концертами и помогала музыкантам записывать альбомы.
Партнеры инвестировали в запуск по $500 и быстро отбили вложения — за три года работы проект выручил $1 млн, вспоминает Енин. Он рассказывает, что вместе с ростом бизнеса отношения между ним и его партнером ухудшились (говорить о причинах конфликта предприниматель отказывается). На этом фоне в 1998 году Енин вышел из бизнеса и переехал в Москву, чтобы вновь «начать с нуля». «Все, что я получил после расхода, — несколько тысяч долларов, которые ассоциации должна была одна продюсерская компания, и хорошую репутацию в музыкальной среде», — рассказывает он.
Построить аналогичный бизнес в Москве Енину «казалось нереальным» в силу высокой конкуренции. Поэтому он стал искать новую, свободную нишу для бизнеса. Тогда же друзья обратили его внимание на кафе-чайные. В конце 90-х в московском саду «Эрмитаж» открылся первый чайный клуб Михаила Баева. Заведение быстро стало культовым местом в чайной среде и дало толчок росту популярности такого формата. Енин задумал зайти на этот растущий рынок. Но для начала — освоить азы чайной культуры: разобраться в сортах чая, способах заваривания и пр.
В 2002 году предприниматель отправился за знаниями в школу при чайном клубе в «Эрмитаже». Он надеялся уже спустя месяц обучения открыть собственное заведение. Но чайная культура оказалась «настолько глубокой и интересной», что Енин провел в чайном клубе еще три года — работал там чайным мастером, сотрудником склада и руководителем чайного магазина.
На высоте
К 2005 году Енин созрел для открытия собственной чайной. Тогда же знакомые предложили ему занять пустовавшее помещение на Большой Никитской улице. Чайная получила название «Чайный этаж 108». В запуск проекта он вложил $500. Средства пошли на закупку посуды, столов и чая. Все это по просьбе предпринимателя привезли из Китая «старшие коллеги по чайной сфере».
Енин вспоминает, что в чайных, которые существовали в России, не подавали десерты. Он решил играть по собственным правилам и ввести в меню мороженое на основе чая. Такое предприниматель впервые попробовал в 2006 году в московском баре «Мажорель». В том же году он закупил на 30 000 рублей оборудование для изготовления мороженого. И вместе с московским кондитером Владимиром Медведевым, который прежде работал в «Мажорель», начал экспериментировать со вкусами.