«Не подставной и не родственник»: как работает скрытый патруль ГИБДД
Скрытые патрули ГИБДД незаметно дежурят на улицах и фиксируют нарушения ПДД. Водители в этот момент уверены: их никто не видит. За что наказывают инспекторы и почему риск лишиться прав в таком случае выше?
«Желтое такси объезжает трамвай по встречке! За ним серебристый Hyundai! Повторяю, серебристый Hyundai Getz, брать обоих!». В белоснежном Ford Focus без полицейской спецокраски мы мчимся центральному округу Москвы. Паре водителей только что надоело ждать, пока трамвай высадит пассажиров, и они решили объехать препятствие по встречной полосе. Камер вокруг нет и кажется, что такой маневр не заметят. Это второе по грубости нарушение после пьяной езды, говорят инспекторы. Они пытаются докричаться до экипажа на машине с мигалками по дающей сбои рации: обоих удивленных водителей останавливают уже после трамвайных путей через пару километров.
События на дороге меняются быстро, ведь до этого инспекторы помогли в работе при обеспечении проезда первого лица — президент Владимир Путин встречался в этот день с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Корреспондент Autonews.ru подежурила на дорогах с скрытым патрулем ГИБДД и выяснила, какие нарушения можно фиксировать незаметно для водителей.
Скрытое патрулирование ГИБДД на гражданской машине: как это работает
Скрытый патруль работает в Москве уже несколько лет: инспекторы ездят на серебристых Ford Focus, есть в автопарке и современные BMW. Кроме того, как рассказали полицейские, в центральном округе скоро будут ездить и «скрытые» новые Hyundai Solaris, которыми заменят старые «Форды». «О нас мало кто знает, водители вообще не догадываются, что есть такой патруль», — рассказывает инспектор лет 30-ти. Молодой человек неразговорчив, рассказал только, что раньше пришел в ГИБДД из спорта — хорошо ездил на коньках и стал мастером спорта. Но о переходе в ГИБДД не жалеет. Рядом сидит его напарник. Обычно в скрытом патруле один-два человека и оба внимательно мониторят обстановку.
Схема со скрытым патрулем ГИБДД работает так: инспекторы в форме едут в неприметном автомобиле, который выглядит как гражданский. Полицейские внимательно следят за происходящим вокруг, следуя по утвержденному маршруту. При этом они знают, где и на каких улицах вместе с ними дежурят уже полицейские автомобили: связь с экипажами держат по рации. Как только сотрудники скрытого патруля видят нарушение, то сразу сообщают напарникам. Например, это может быть информация о водителе, который проехал на красный сигнал светофора или развернулся в запрещенном месте. Все подробности получают патрули, которые дежурят на маршрутах поблизости. Получившие сигнал сотрудники задерживают автомобилиста, объясняют, где и что именно он нарушил и составляют протокол.
При этом сотрудникам скрытого патруля останавливаться рядом не обязательно: пока их коллеги составляют протоколы, полицейские на Ford Focus продолжают патрулирование. В этом и смысл — фиксировать как можно больше нарушений. Ведь если «скрытый» патруль будет еще и оформлять материалы, эффективность такой работы падает.
Такой контроль нужен там, где не работают дорожные камеры или часто происходят аварии или нарушения ПДД. Как рассказали инспекторы из моего экипажа, некоторые автомобилисты решают, что без камер можно и пренебречь ПДД — проехать по обочине или заехать на выделенную полосу, а перед началом фиксации стараются проскочить обратно в свой ряд. А если знать, что протокол может прилететь неожиданно и в любой момент, тогда водителям нарушать не захочется.