Из России — в Канны: съемочные группы рассказывают о своих проектах
6 июля начинается 74-й Каннский фестиваль. Мы попросили команды русских фильмов «Петровы в гриппе», «Разжимая кулаки» и «Дело», оказавшихся в его основном конкурсе и программе «Особый взгляд», рассказать о своих историях, проделанной работе и эмоциях
Среди фильмов, вошедших в программу основного конкурса 74-го Каннского кинофестиваля, а также ставших частью программы «Особый взгляд», оказалось немало проектов из России. И если для фильмов режиссера Кирилла Серебренникова Канны давно стали вторым домом, то выпускница мастерской Александра Сокурова Кира Коваленко свою работу на фестивале покажет впервые (к слову, продюсер ее фильма «Разжимая кулаки» Александр Роднянский привез на фестиваль и израильский фильм Ари Фольмана «Найти Анну Франк»). Мы расспросили режиссеров, продюсеров и актеров трех проектов — «Петровы в гриппе», «Дело» и «Разжимая кулаки» — о работе, свободе и вызовах времени.
Семен Серзин, фильм «Петровы в гриппе», главная мужская роль
Кирилл Семенович дал мне почитать книжку — с тем чтобы сделать спектакль. До этого про роман я что-то слышал, но не читал его. Книжка мне понравилась, хотя — признаться честно — я мало что уловил сразу после прочтения. Со временем она для меня, наверное, уже прорастала в сценарий и кино, определялась и визуализировалась, и мне уже трудно отделить одно от другого. Для меня это пока единственный случай, когда череда удачных случайностей привела меня к мысли, что Петров — это тоже я. Единственный в том смысле, что я не выстраивал персонажа, ни разу в голову мне не пришла мысль про арку роли, про то, что я хочу сказать и хочу ли вообще. Я надел водолазный свитер папы и ботинки Кирилла — и пошел болеть за Петрова. И где там я, а где Петров — вообще сложно подумать. Мне кажется, что очень всегда влияет климат. Вот на Урале — в Екатеринбурге, а в Перми подавно — он очень странный какой-то, загадочно-переменчивый. Оттого и люди, получается, в нем не всегда совпадают с тем, как на них смотрят другие. Быт — это же не кастрюля, а течет у тебя из носа или облезает кожа от солнца.
Илья Стюарт, продюсер фильма «Петровы в гриппе»
Мне посоветовал обратить внимание на роман Сальникова человек, чьему вкусу я очень доверяю и, открыв книгу, я не смог оторваться: утонул в удивительном мире автора. С этим текстом я почувствовал мгновенную связь, ностальгию и всю многогранность нашей страны, буквально на уровне ДНК, несмотря на то, что я провел большую часть своего детства не в России. Оказываться в программе фестиваля каждый раз очень волнительно, так как каждая картина — отдельная маленькая жизнь. И при этом от гордости за режиссера и всю команду буквально разрывает на части, каждый раз, неизбежно. В случае с фильмом «Петровы в гриппе» это в особенности эмоционально, ведь в прошлом году с объявлением пандемии и отменой фестиваля мы приняли решение рискнуть и подождать, придержать картину до лучших времен. Тот факт, что наша мировая премьера состоится на самом важном фестивале в мировом кино и в присутствии живого зрителя — большая удача в наше непредсказуемое и не очень стабильное время. Можно сказать, что риск оправдался. Я счастлив, что мы будем участвовать именно в этом Каннском фестивале, ведь он станет символом возвращения к жизни всей мировой киноиндустрии и настоящего праздника кино.
Каждый новый проект Кирилла Серебренникова — это большое событие. Если эмоции с каждым новым приглашением в программу престижного фестиваля точно не становятся менее яркими, то на все остальное мы давно научились не обращать внимание. Период фестиваля, кроме самой премьеры, это работа большой команды по логистике и организации, взаимодействию с прессой и, наверное самое важное, по продаже прав на фильм международным дистрибьюторам. По сути, в этом и заключается основный смысл кинофестиваля для продюсера: убедиться, что у фильма будет действительно мощный старт и что его увидят зрители всего мира. С каждым новым опытом ты учишься не думать о внешних факторах и фокусироваться исключительно на своем деле. Кирилл Семенович уже занят новыми, захватывающими проектами и своими следующими шагами в кино. Надеемся в ближайшее время этими планами поделиться. Для меня работа с Серебренниковым, прежде всего, большая честь, но еще и колоссальная ответственность. Ведь важно сделать все, дать все возможные инструменты для того, чтобы большой художник реализовал свое видение. Кирилл Семенович создает такую атмосферу, где бы он ни находился, и это одинаково заметно и в театре, и в кино, где вся команда чувствует невероятную сплоченность и веру в идею. Все готовы быть солдатами за эту идею и за этого режиссера. И поскольку вся идеология нашего продюсерского подхода крутится вокруг режиссера, то это самый яркий для меня пример того, как в принципе должен выглядеть творческий процесс. К тому