Николай Добрынин вспоминает собственную биографию

Караван историйЗнаменитости

Николай Добрынин: "Каждый раз приходится доказывать, что я что-то могу"

После картины "Прощай, шпана замоскворецкая..." меня утвердили сразу на четыре серьезные роли. Но поскольку в это время я работал в театре Константина Аркадьевича Райкина и танцевал в последнем ряду массовки, от всех предложений отказался.

Алла Занимонец

Фото: Persona Stars

иколай, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете собственную биографию. Что произошло сорок лет назад?

— Может быть, в ГИТИС поступил?

— Да. И тридцать пять — с выхода вашего первого фильма «Нужные люди». Сплошные юбилеи!

— Отлично помню нашу первую встречу с Владимиром Алениковым, который снимал этот фильм. Он искал типаж Пьера Ришара в «Невезучих». Расставил вокруг стола в студии стулья, один был со сломанной ножкой. Я пришел на пробы и сразу уселся именно на него! Разумеется упал. Он говорит: «Снимешься в главной роли». Но что-то не сложилось, Алешу сыграл Веселкин. Мне досталась другая роль. Спустя пару лет Владимир Михайлович пригласил меня в фильм «Биндюжник и Король» на роль Левы Кацапа. Были у нас и другие совместные работы — в «Феофании, рисующей смерть» и «Королях российского сыска».

«Нужные люди» не первый мой фильм. Дебютом стал «Вот такие чудеса» с Николаем Трофимовым в главной роли. Нас, троих второкурсников ГИТИСа: меня, Хабибулину и Певцова — пригласили в массовку. Снимали в каком-то дворце. Один кадр — несемся с Димкой на крейсерской скорости сверху вниз под горку. Бежали так, что даже лиц не разобрать! Второй — мы со спины в балетном зале у станка. Это сейчас я развернулся бы хоть в пол-оборота, медленнее бежал бы. По неопытности это и в голову не пришло!

Вообще, в кино мне выпал безумно тернистый путь. Очень нелегкая история до сегодняшнего дня, несмотря на внушительное количество работ. Каждый раз приходится доказывать, что я что-то могу. Сегодня, к примеру, еду на пробы. Да, меня продолжают пробовать! Как-то пригласили к одному молодому режиссеру из тех, кто снял пару короткометражек, но мнит о себе много. Она посмотрела на меня и спрашивает: «Вы когда-нибудь в кино снимались?»

Я развернулся и ушел. Ей даже лень открыть «Гугл» и спросить, кто такой Добрынин. Она ничего не смотрела! А Кириллу Серебренникову не лень ходить по театральным вузам, наблюдать за первокурсниками и выпускниками в студенческих постановках, искать самородки. Не лень следить за тем, как они растут.

Кадр из фильма «Прощай, шпана замоскворецкая...», 1987 год. Фото: из архива Н. Добрынина

— При каких обстоятельствах вы с ним встретились?

— Кирилл пришел в павильон, где я снимался. В перерыве замечаю какого-то высокого парня, тогда Серебренникова мало кто знал. Поговорили, и он утвердил меня в свой проект «Ростов-папа».

— Николай, вы говорите о безумно тернистом пути в кино. В чем это еще проявляется и почему так вышло, как думаете?

— После картины «Прощай, шпана замоскворецкая...» меня утвердили сразу на четыре серьезные роли. Шахназаров — на роль Варакина в «Город Зеро». Сурикова — в «Две стрелы. Детектив каменного века» на роль Ушастого. Кроме того, был фильм «Утоли моя печали» и еще какой-то...

Первые съемки — у Аллы Ильиничны. Группа «Двух стрел» улетает, я должен присоединиться через пару дней. Меня, молодого писюна, ждали Джигарханян, Ярмольник, Гундарева, Караченцов, Шакуров... Мегазвезды!

Но поскольку в это время я работал в театре Константина Аркадьевича Райкина и танцевал в последнем ряду массовки, то выбрал в итоге Его Величество Театр, от всех предложений отказался. Чудак Коля! Не могу себе этого простить! Райкин меня не отпустил. Как можно ТЕАТР променять на роли, пусть и главные, в кино? В общем, я самому себе подсуропил! Мобильных тогда не было, и я не смог предупредить Аллу Ильиничну. Испугавшись потерять театр, просто не полетел...

Позже она мне сказала: «Коля! Я в жизни не курила, но в день, пока тебя ждала, дымила как паровоз!»

Конечно, с роли меня сняли, заменили Сашей Кузнецовым. А заодно сняли и Иру Климову — по фактуре ему не подходила, взяли Ольгу Кабо.

Если бы можно было вернуть время назад! Конечно, все сделал бы иначе. Написал бы заявление об уходе из труппы и помчался бы к Суриковой.

Что мною двигало, почему сделал такой странный выбор?! Неясно. Причем если в театре мне платили восемьдесят рублей в месяц, то за съемки я получил бы шесть тысяч. После той истории, конечно, не взяли в «Город Зеро». Карен Шахназаров вызвал и прямо сказал: «Плохо начал, друг мой...» И на пять лет мое имя вписали в черный список «Мосфильма».

Неудачно приземляюсь, колено уходит вбок. Чуть сознание не потерял. Еле доиграл, проковылял за кулисы, а там Рома. «Разминаться лучше надо!!!» — орет. Фото: Е. Сидякина/из архива Н. Добрынина

— Сурикова — человек прямолинейный. Высказала вам все то, что думала, в непечатных выражениях?

— История получилась другая. Обиду она, конечно, затаила. Через пару лет Алла Ильинична приступила к съемкам «Чокнутых» и утвердила меня. Я в предвкушении интересного материала жду звонка от помощника режиссера. Завтра начинаются съемки, а телефон молчит. Набираю Суриковой:

— Алла Ильинична, как же примерка костюмов? А билеты где?

— А... Ты не в курсе? Тебя сняли с роли.

Ах ты моя любимая! Настоящая женщина! Как же красиво отбрила, изящно отомстила! И правильно, так и надо. С позиции взрослого человека понимаю: надо было с таким зарвавшимся молодым актером еще жестче поступить.

Роль в итоге досталась Николаю Петровичу Караченцову. В начале девяностых мы с Аллой Ильиничной случайно столкнулись в Доме кино.

— Не хочешь подзаработать?

— Конечно хочу. Жрать нечего.

И мы сняли с ней рекламу каких-то телевизоров. Семейка «вурдалаков» сидит, уставившись в экран... Жуть!

— От чего зависит успешность актера?

— От случая. Оказаться в нужное время в нужном месте... Скажем, как-то заглянул в павильон, где начали снимать «Гражданина начальника 3». Поговорили с Геннадием Каюмовым — и я получил роль Глеба Погодина.

— Какие свои фильмы хотели бы оставить молодым зрителям XXI века?

— «Русский регтайм», «Прощай, шпана замоскворецкая...», «Сваты», «Александров и Орлова» и, как ни странно, боевик «Все то, о чем мы так долго мечтали», где играю бритоголового каратиста. Популярность у фильма была просто бешеной! Партнерша — Аня Терехова, на тот момент моя жена. Режиссер Рудольф Фрунтов хотел снять Габриэллу Мариани, но я уперся — нет, бери Аню. Мы с Рудольфом были соседями. Надавил по-дружески.

— Как вам кажется, актерские браки обречены? Ведь две ваши первые жены — актрисы. Ксения Ларина, пусть недолго, но все же выходила на сцену. Анна блистала на сцене «Театра Луны».

— Причин много. С Ксенией мы вместе прыгали у Райкина в массовке, но потом в моей жизни появились Виктюк и «Служанки». Во втором браке — другая история. Я постоянно снимался, а у Ани с кино не так здорово складывалось. Уже когда расходились, в ее жизни возник «Театр Луны», где она нашла применение своему таланту, играла главные роли. Аня — человек страстный, как любому из нас, ей плохо без работы, без востребованности. Актерам вообще трудно ужиться вместе. Темперамент, эмоциональность, когда они проявляются дома, разрушительны.

В спектакле «Служанки». Фотограф Валерий Плотников

— Ваш личный опыт доказывает правдивость слов. С Катей вы вместе с 1998 года. Женаты девятнадцать лет. Пишут, что девушка — из поклонниц.

— Никакая она не поклонница, просто любила «Сатирикон», не пропускала ни одного спектакля. В то время наш театр под руководством Виктюка там репетировал. И вот после премьеры «Саломеи», в 1998 году, актерской компанией пошли в кафе — отмечать. Людей много, шумно, пьяно... За столом я заметил молоденькую красивую девушку — стройную, высокую, длинноногую. Клеиться не собирался, мне в тот вечер негде было ночевать. После развода дома лишился, скитался по друзьям, поэтому подсел и прямо спросил:

— Можно у вас переночую?

Она, конечно, прифигела, но ответила:

— Поехали.

Ничего между нами в ту ночь не случилось, слишком много я выпил и просто уснул. Утром Катя убежала на работу, попросив захлопнуть дверь. И все... Я умылся, поехал на репетицию, оставив на холодильнике записку с номером телефона. Несколько месяцев не виделись, пока она не позвонила: «Здрасте, это Катя...»

Не помню уже подробностей, но кажется, позвал ее на «Служанок», и больше мы не расставались. Она, правда, рассказывает другую версию и утверждает, что я ей нравился до этого несколько лет.

Началась прекрасная пора: я много гастролировал, безумно скучал по Кате. Однажды мы с театром улетели в Штаты на сорок дней. Я купил себе гантель, чтобы не прикасаться к стакану, и качался в свободное время. Возвращаюсь в Москву в Шереметьево — загорелый, стройный, в белоснежной рубашке. А Катя, она тогда работала в «Аэрофлоте», вышла меня встречать. Мы увидели друг друга, бросились навстречу, стали целоваться. И так упивались, что не заметили, как подошел какой-то человек и сделал замечание. Это был Катин начальник... В общем, через короткое время ее уволили. Ну все правильно: стоит сотрудник крупной компании в форме и страстно целуется с каким-то мужчиной!

Несмотря на то что Катю любил, жениться не собирался. Дважды уже ходил в ЗАГС — сколько можно?! Чего хотел? Да просто вместе жить, нам было хорошо... Но Катина бабушка, которую я обожал, сказала: «Не позорь ты внучку мою единственную...»

Ну ладно. Подали заявление. Предыдущие две мои свадьбы были скромными, поскольку совершенно не имелось денег. У первой жены ни фаты, ни белого платья. Хотя родители Ксении красивый стол накрыли, подарили свадебное путешествие в Таллин.

У второй жены платье было, его подарил Вячеслав Зайцев. Из гостей только Алла Сигалова да директор «Независимой труппы», где я тогда работал. На столе — водка, шпроты и черный хлеб. Но все остальное тоже без шика по той же причине — полного отсутствия денег. А вот с Катей все иначе — шикарный наряд, фата...

Утром за ней приехал, открывается дверь, вижу сквозь дверной проем в комнате у окна Катю — красивую, в белом пышном воздушном платье. Я хотя и в костюме был, но на ногах почему-то не ботинки, а сандалии с открытыми пятками. И поехали мы в тушинский районный ЗАГС.

— Почему так далеко?

— Первый раз я расписывался во Дворце бракосочетания — в Грибоедовском, на Чистых прудах. С Тереховой женились где-то у «Савеловской». Не повторяться же!

Заходим в комнату сотрудницы, где оформляют бумаги. Тетенька предлагает: «Оплатите музыкальное сопровождение. Вам сыграть Марш Мендельсона? — Я начал смеяться — сейчас будет вам «там-там-тарам». Она не поняла, о чем я, обиженно спрашивает: — Что, четыреста рублей жалко?»

В эту секунду раздается удар ногой в дверь, на пороге появляется Роман Григорьевич Виктюк. «Ты дальше не мог ЗАГС выбрать? В Кукуево загнал!» — кричит нецензурно. Следом появляется великая, моя любимая Елена Васильевна Образцова и «включает» свою иерихонскую трубу! «Ла-ла-ла-ла-ла!» — поет Мендельсона. Тетка, которая только что втюхивала нам музыкальное оформление, молча сползла по стеночке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Денис Родькин и Элеонора Севенард: Денис Родькин и Элеонора Севенард:

Он хотел стать машинистом, она же с детства мечтала о балете

Караван историй

Наша героиня кардинально сменила прическу и вот, что из этого вышло

Cosmopolitan
Юрий Мороз: Юрий Мороз:

Юрий Мороз — о работе с актерами, своей киноистории и «Содержанках»

Караван историй
«Во-первых это красиво»: самые дикие бьюти-тренды наших предков «Во-первых это красиво»: самые дикие бьюти-тренды наших предков

В прошлом девушкам приходилось иметь дело с суровыми и опасными бьюти-трендами

Maxim
Николай Стоцкий: Николай Стоцкий:

Актер Николай Стоцкий прожил бок о бок с Сергеем Колтаковым больше тридцати лет

Караван историй
У тебя получится! У тебя получится!

Четыре девушки с инвалидностью рассказали о том, как нашли свой спорт

Домашний Очаг
Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики» Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики»

Актриса Дарья Повереннова всегда мечтала встретить настоящего мужчину

Караван историй
Максим Траньков о первой любви: «Я караулил ее у подъезда» Максим Траньков о первой любви: «Я караулил ее у подъезда»

Внезапная, романтичная, волнующая... первая любовь!

Psychologies
Мирдза Мартинсоне: Мирдза Мартинсоне:

Сегодня Мирдзе Мартинсоне ей остро не хватает только одного - любимой работы

Караван историй
Как избавиться от неприятного запаха в квартире Как избавиться от неприятного запаха в квартире

Наполнив квартиру запахами природы, ты удивишься, насколько нравишься себе

Maxim
Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику» Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику»

Анастасия Стоцкая — о мюзиклах, рок-операх и хейтерах

Караван историй
«Маленький командир»: 7 причин, по которым дети руководят взрослыми «Маленький командир»: 7 причин, по которым дети руководят взрослыми

За зрелостью в детях скрывается отчаяние и необходимость в защите

Psychologies
Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
Сервер на колесах: каким будет транспорт будущего Сервер на колесах: каким будет транспорт будущего

Рано или поздно беспилотный транспорт станет повседневной реальностью

Популярная механика
Карен Кавалерян: Карен Кавалерян:

Карен Кавалерян — о том, как живется авторам популярных песен

Караван историй
Любовь народа и автокатастрофа: как принцесса Диана повторила судьбу Грейс Келли Любовь народа и автокатастрофа: как принцесса Диана повторила судьбу Грейс Келли

Голливудская актриса и британская леди навсегда вошли в мировую историю

Cosmopolitan
Инвестиционный поход Инвестиционный поход

Важен баланс между стабильностью и риском

Esquire
Отгоревать и отпустить: как поставить точку в токсичных отношениях Отгоревать и отпустить: как поставить точку в токсичных отношениях

Отрывок из книги Аси Долиной «У него ко мне был Нью-Йорк» о выходе из абьюза

Forbes
Екатерина Климова: «Вполне возможно второй раз войти в одну и ту же реку» Екатерина Климова: «Вполне возможно второй раз войти в одну и ту же реку»

Екатерина Климова: «Все в жизни возможно, было бы желание...»

Караван историй
«Аннотировать весь мир»: история сайта Genius, который привлёк миллионы долларов на объяснении текстов песен «Аннотировать весь мир»: история сайта Genius, который привлёк миллионы долларов на объяснении текстов песен

Как Том Леман создал платформу, на которой пользователи раскрывали смысл песен

VC.RU
История чая: пять мифов и легенд История чая: пять мифов и легенд

27 мая 1615 года чай был впервые ввезен в Европу

Вокруг света
Haval Jolion. Вашей маме понравится Haval Jolion. Вашей маме понравится

Китайские маркетологи утверждают, что Haval Jolion — молодёжный кроссовер

4x4 Club
Дана Борисова, Гуф, Тима Белорусских и другие звезды, попавшиеся на наркотиках Дана Борисова, Гуф, Тима Белорусских и другие звезды, попавшиеся на наркотиках

Публичные люди, открыто заявившие о своих проблемах с наркотиками

Cosmopolitan
История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца

Открыть пекарню и закрыть ее через два месяца

Inc.
Домашняя талассотерапия Домашняя талассотерапия

Лечимся целебной морской водой, не выезжая на курорт

Лиза
Кузница счастья: зачем в Петербурге создают аналог британских кафе с бездомными поварами и официантами Кузница счастья: зачем в Петербурге создают аналог британских кафе с бездомными поварами и официантами

С какими сложностями может столкнуться социальный бизнес с бездомными поворами?

Forbes
10 фальшивок, изменивших ход истории 10 фальшивок, изменивших ход истории

Подтасовка фактов и подделка документов — совсем не изобретение нашего времени

Вокруг света
Стрижки для поврежденных волос: проблему можно замаскировать! Стрижки для поврежденных волос: проблему можно замаскировать!

После очередного окрашивания или завивки ты в ужасе от состояния волос?

Cosmopolitan
Все любят Теда Лассо: почему сериал о наивном футбольном тренере покорил зрителей и критиков Все любят Теда Лассо: почему сериал о наивном футбольном тренере покорил зрителей и критиков

Почему спортивная комедия Тед Лассо завоевала сердца зрителей по всему миру

Forbes
Болезни, от которых страдают гиперответственные люди Болезни, от которых страдают гиперответственные люди

Как на наше физическое состояние влияет избыточная ответственность?

Psychologies
Открыть в приложении