Как тебе такое, Илон Маск? Джефф Безос — самый богатый человек в космосе. Что его полет значит для развития комического туризма?
Самый богатый человек на Земле Джефф Безос теперь отметился и в космосе — он достиг его на корабле собственной компании Blue Origin с тремя спутниками. Чем проект важен для космического туризма и почему хочется поучить маркетингу владельца Amazon?
Коснуться космоса. Дорого. Без гарантий
По оценкам аналитического агентства Research аnd Markets, объем рынка космического туризма к 2027 году составит $1,7 млрд. Сравнительно небольшой — если бы не одно но. Сейчас он составляет менее $700 млн, а значит, мы стоим на пороге зарождения новой индустрии. По тому же прогнозу, ежегодный рост рынка составит 15,2%, а почти 90% рынка в 2027 году составят суборбитальные полеты.
Тем удивительнее, что предыдущие десять лет на этом рынке действовал практически один «Роскосмос» — с 2001 по 2009 год он отправил на МКС в восьми космических полетах семь космических туристов. Конечно, рынок жил заказами на компоненты для создания будущих кораблей для туризма, но все это была подготовительная работа, которая не видна широкой аудитории. В связи с закрытием программы Space Shuttle в 2011 году российские «Союзы» были заняты доставкой на орбитальную станцию профессиональных космонавтов разных стран. В коммерческих полетах в космос наступило затишье.
Причина понятна — космос дорог. Virgin Galactic, созданная в 2005 году, пыталась пойти по более легкому пути: вместо корабля на орбиту запускала ракетоплан с самолета-носителя. По приблизительным оценкам, для своей работы она привлекла порядка $1 млрд от инвесторов. В 2019 году она вышла на биржу, получив на продаже акций $2,4 млрд, а на днях заявила о вторичной эмиссии акций еще на полмиллиарда долларов. Очевидно, что вложения уже превышают ожидаемый объем рынка космического туризма в 2027 году, а основатели компаний смотрят дальше.
Точные вложения Blue Origin в космический туризм неизвестны, но Джефф Безос сообщал, что вкладывает в свою космическую компанию $1 млрд в год. Эти средства расходовались не только на небольшую ракету и корабль New Shepard для космического туризма, но и на собственные двигатели, а также на тяжелую ракету New Glenn и лунный модуль Blue Moon.
Наконец, для SpaceX инвестиции и полученные контракты измеряются уже миллиардами. При этом компания в первую очередь ориентирована на доставку на орбиту астронавтов для NASA и полезной нагрузки для NASA и Пентагона. Но уделяет внимание и космическому туризму. А конечной целью Илон Маск вообще называет колонизацию Марса, которую условно тоже можно отнести к космическому туризму.
В целом вложения компаний в космический туризм можно оценить в миллиардные суммы. Причем они не всегда дают гарантию быстрого возврата средств. Но кажется, в 2021 году всех прорвало — все полетело.
Безос — первый. Брэнсон — тоже
20 июля 2021 года космический корабль New Shepard компании Blue Origin взмыл в небо, на высоте около 60 км от него отделился бустер, а сам корабль долетел до 107 км — честный космос! — и бережно опустил пассажиров на парашютах. На все про все ушло чуть больше десяти минут. Буднично, быстро, комфортно, как и обещали нам в светлом будущем. Первый суборбитальный полет с космическими туристами состоялся.