Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет
Zildjan 15 поколений строила компанию и стала старейшим семейным бизнесом в США.
На протяжении всей истории Zildjian управляли только члены семьи, передавая друг другу секреты производства. Сначала компания создавала музыкальные инструменты для турецких султанов, затем вышла на мировой рынок. К 20 веку Zildjian стала лидером на рынке ударных тарелок — и сохраняет этот статус до сих пор.
В основе успеха Zildjian лежит такой принцип: чтобы производить новые линейки тарелок, нужно дружить с музыкантами, знать их потребности и следить за изменениями в музыке. Товары компании выбирали барабанщики The Rolling Stones, Blink-182, Green Day, «Zемфиры», «Алисы» и других групп.
Турецкий период Zildjian: от янычаров до Вагнера
Как алхимик открыл своё производство кимвал
История компании началась в 17 веке в Константинополе (современный Стамбул). Алхимик и кузнец Аведис жил в Саматье, армянском квартале города. Как алхимик, он экспериментировал со сплавами, чтобы получить золото.
В 1618 году вместо золота Аведис получил сплав меди и олова с небольшим добавлением серебра, который по-особому звучал. Он подходил для кимвал — предшественников современных ударных тарелок. Но металл из этого сплава был хрупким, и тогда Аведис разработал особый метод ковки, который позволял сделать тонкие и прочные кимвалы, сохранив чистый глубокий звук.
Султан Осман II пригласил Аведиса ко двору и поручил ему создавать кимвалы для мехтера — музыкального ансамбля янычаров, военной элиты Османской империи. Звук кимвал вселял боевой дух во время сражений и устрашал соперника.
Мехтер исполнял не только военную музыку, он играл и при дворе султана. Также музыканты отбивали сложный ритм, когда мехтер играл с башен дворца перед утренней молитвой и после вечерней. Кроме того, пальчиковыми кимвалами могли пользоваться танцовщицы в гареме. Помимо султанских мехтеров, турецкие кимвалы в 17 веке использовали во время богослужений в греческой и армянской церквях.
Слава о кимвалах Аведиса распространялась. За это султан даровал ему фамилию Зилджан (Zildjian), что означало «сын изготовителя кимвал».
В 1623 году султан благословил Аведиса и позволил ему открыть в городе собственное производство кимвал. Аведис открыл его в Саматье. C тех пор рецепт сплава и технологию производства члены семьи хранят в тайне и лично обучают каждое следующее поколение.
Аведис передал знание своему сыну в 1651 году. Дальше по традиции рецепт наследовал старший мужчина в роду по прямой линии, хотя в силу обстоятельств управление могли передавать братьям или племянникам.
Выход на европейский рынок
О том, как развивалось дело Зилджана в первые 200 лет после открытия, известно немногое. Следующим важным этапом стало руководство Аведиса II. Он унаследовал компанию от своего отца Арутюна и управлял ей до 1865 года.
В 18 веке спрос на кимвалы появился и в Европе. Композиторы Моцарт, Гайдн, Глюк ввели их звучание в оркестровую музыку. В середине 19 века Берлиоз и Вагнер использовали именно продукцию ZIldjian для военных и духовых оркестров.
Популярность кимвал в Европе росла, а внутренний турецкий рынок сократился. К 19 веку янычары утратили статус военной элиты, многие из них стали торговцами и ремесленниками. Тем не менее янычары вмешивались в политику, устраивали восстания против военных реформ, даже убили нескольких султанов. В 1826 году султан Махмуд II после очередного бунта распустил корпус янычаров, вместе с которым исчезли и мехтеры.
Аведис II решил использовать европейский спрос на кимвалы и сложности на турецком рынке: в 1851 году он отправился на первую Всемирную промышленную выставку в Лондоне, чтобы лично представить тарелки Zildjian. Для путешествия он даже построил собственную шхуну.
Aведис II продолжал вывозить кимвалы на выставки в Париж и Лондон, где они получили признание за высокое качество. После выставок Zildjian стала главным поставщиком кимвал в Европу.
Ранее знак Zildjian вручную наносили на каждую тарелку чернилами, чтобы каждый экземпляр был уникальным, как произведение искусства. Аведис II понял, что чернильная надпись стирается, а с ней исчезает и имя компании. Поэтому он начал ставить на тарелках долговечное фирменное клеймо.
После Аведиса II компанией управлял его брат Кероп — в 1865–1909 годах. Он экспортировал в Европу 1300 пар кимвал в год.
В то время Zildjian изготавливала ударные тарелки только на заказ. Перед отправкой их выдерживали около шести месяцев: металл должен был «осесть» и состариться, чтобы инструмент звучал правильно, «сырые» тарелки звучали нечётко.
Основными клиентами Zildjian были торговцы музыкальными инструментами, которые оставляли предзаказы до того, как находили покупателей на товар. Таким образом, рисковала не Zildjian, а закупщики.
В 1909 году, за год до смерти, Кероп передал секрет производства и управление племяннику Араму. Того изгнали из Турции за покушение на султана — и он поселился в Бухаресте, где открыл вторую фабрику Zildjian.
В 1910-е годы крупным импортёром ударных тарелок стали США: в средних школах ввели музыкальное образование, развивался джаз. Но Арам Зилджан не мог использовать возможности рынка в полной мере: он не говорил по-английски и у него не было деловых контактов в США.
Только в 1926 году Араму предложила сотрудничать нью-йоркская Fred Gretsch Company, которая производила ударные инструменты и работала с дилерами в США. У Fred Gretsch не было своих ударных тарелок, поэтому она предложила стать эксклюзивным дистрибьютором Zildjian. Арам согласился на контракт.
Zildjian в США
Аведис III Зилджан: сила компании — дружба с музыкантами
В конце 1920-х Арам Зилджан хотел передать управление своему племяннику Аведису III: он был единственным старшим прямым наследником. Аведис III уехал из Турции в США в 1909 году. Он работал на конфетной фабрике в Бостоне, а затем открыл там же собственную. Получив предложение от дяди, он не хотел уезжать из США, чтобы заниматься семейным бизнесом.