Жизнь как стартап
Строй карьеру по законам Кремниевой долины
Книга «Жизнь как стартап» – это руководство, которое предлагает использовать стратегию развития стартапов для своей карьеры: уметь адаптироваться, строить отношения и использовать возможности для роста. В мире, где глобальная конкуренция разоряет целые отрасли, а традиционная карьерная лестница ведет в никуда, каждый из нас должен быть активным – как настоящий предприниматель.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Жизнь как стартап» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Модель, по которой в XX веке люди привыкли строить свою карьеру, сделала нас всех немного инфантильными. Большинство считает, что главное – устроиться в хорошую компанию, а там все пойдет как по маслу. Но профессиональная среда никогда еще не была такой высококонкурентной, как сегодня. Теперь просто «хорошо работать» недостаточно. Если ваши карьерные устремления простираются дальше менеджера среднего звена, вы должны быть предприимчивы, подобно человеку, ведущему свое дело. Как воплотить это в жизнь? – Узнайте из нашего обзора!
Мы все – предприниматели. Когда мы жили в пещерах, то каждый работал на себя… искал пропитание, чтобы прокормиться. Так началась история человечества. С появлением цивилизации мы утратили эту способность. Мы превратились в «рабочую силу», потому что нам сказали: «Вы – рабочая сила». Мы забыли, что мы – предприниматели.
Мухаммад Юнус, лауреат Нобелевской премии мира, автор концепции микрокредитования
Примите образ мышления, характерный для стартапа, если хотите преуспеть в современном неспокойном мире
В прошлом карьера образованного человека обычно развивалась по довольно предсказуемой траектории. Он словно поднимался по эскалатору: начинал с низшей позиции в крупной организации и постепенно продвигался выше по служебной лестнице, с годами наращивая стаж и доход.
Однако сегодня из-за таких макроэкономических факторов, как глобализация и развитие технологий, движение эскалатора на всех уровнях остановилось. Все меньше людей уходит на пенсию, почти не открываются вакансии начального уровня, а сотрудники среднего звена ждут повышения, которое может никогда не произойти. Если основой вашей карьеры до сих пор является этот метафорический эскалатор, то у вас в голове должен зазвенеть тревожный звоночек.
К счастью, вы можете добиться успеха в профессии без всяких лестниц. Компаниям-стартапам всегда приходилось существовать в условиях непредсказуемости и перемен. Поэтому, чтобы преуспеть в современном корпоративном мире, нужно применить к своей карьере образ мышления, характерный для стартапа.
Самый важный урок – уметь адаптироваться и быть внимательным, рассматривая себя как бета-версию, то есть незавершенный продукт, над которым нужно еще работать и развивать. Во главу угла всегда ставьте обучение. Ведь слишком часто двадцатилетний стаж означает один год опыта, повторенный 20 раз. Проводя непрерывное бета-тестирование, вы должны наполнять каждый год новыми задачами и развиваться.
Может показаться, что движение по спокойному корпоративному эскалатору лишено рисков, но, на самом деле, в долгосрочной перспективе при такой модели они только растут. Если же вы привыкли постоянно приспосабливаться, то даже радикальные изменения вам не навредят, поскольку вы всегда приземлитесь на ноги. Но если вы привыкли пассивно стоять на ступеньке карьерного эскалатора, то любая неожиданность (в том числе – увольнение) может обернуться для вас катастрофой.
Поэтому твердо помните: чтобы преуспеть в современном неспокойном профессиональном мире, примите образ мышления, характерный для стартапа.
Найдите свое конкурентное преимущество на пересечении ваших активов, стремлений и реалий рынка
За все, чего вы желаете (будь то клиенты, работа или привлекательный супруг), всегда идет борьба. Подобно тому, как ваш стартап всегда должен иметь преимущество перед другими, чтобы стать успешным бизнесом, вы должны найти свое конкурентное преимущество, чтобы построить успешную карьеру.
Сильное конкурентное преимущество нужно искать на пересечении трех факторов.
Первый фактор – ваши активы: то, что у вас есть сейчас. Это могут быть как материальные (наличность в вашем кошельке), так и нематериальные активы (навыки, опыт и образование). Их размер меняется со временем, а ценность зависит от конкуренции. Таким образом, вы должны отдавать предпочтение областям и рынкам, где ваши активы сияют ярче, чем у ваших соперников.
Второй фактор – это ваши стремления и ценности. Они должны отражать вашу жизненную позицию и видение будущего. Некоторые называют их страстью, и она является неотъемлемой частью успеха. Тот, кто увлечен своим делом, обойдет того, кто не разделяет этой страсти.