Из его картин ползли мокрицы. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить. Как Врубель писал портрет Брюсова
10 февраля 1902 года в психиатрическую клинику поступил пациент с диагнозом "прогрессивный паралич" — особая форма нейросифилиса, которая разрушает нервную систему, приводя к расстройству памяти, частым перепадам настроения, раздражительности и подавленности. Этим пациентом оказался художник Михаил Александрович Врубель, который время от времени слышал голоса. Ему все чаще казалось, что из его картин ползут мокрицы. К тому моменту он уже десять лет как был заражен сифилисом. Совершенно трагическая судьба, душевная болезнь и жизнь на пределе возможностей не помешали великому художнику написать последнюю картину — портрет Брюсова. Валерий Яковлевич позже признается: "После этого портрета мне других не нужно. И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем".
Демоны Врубеля
Не стоит обвинять во всех странностях поведения Врубеля одну только болезнь. Со своим "Демоном" Михаил Александрович встретился гораздо раньше.
Если любовь — это сумасшествие, то художник потерял разум, когда безответно влюбился в Эмилию Прахову.
Она стала его музой, именно ее образ он писал в многочисленных портретах и даже изобразил ее на иконе "Богоматерь с младенцем" в Кирилловском храме.
Врубель тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа разорвать на кусочки.
Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль:
«Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»