Простая и изящная дарвиновская модель эволюции в лингвистике

Знание – силаНаука

Две эволюции: сходства и различия

Борис Жуков

Эволюция хоботных по Г. Осборну. 1926 год

Если облако похоже на танк –
Значит, ему положено так

Михаил Щербаков

Дарвиновская модель эволюции оказалась настолько простой и изящной, что за более чем полуторавековую историю ее существования ее пытались применить к эволюции самых разных явлений: человеческого общества и технических систем, научных теорий и… Но, пожалуй, ни в одной области за пределами собственно эволюционной биологии влияние этой модели не было столь сильным, как в лингвистике.

Надо сказать, к моменту выхода «Происхождения видов» в лингвистике (в отличие от биологии) эволюционные взгляды были уже вполне привычными. Еще в 1786 году английский юрист и филолог-любитель Уильям Джонс, побывав в Индии и ознакомившись там с текстами на санскрите, обнаружил, что грамматикой и лексикой этот язык удивительно похож на древнегреческий и латынь. И резонно предположил, что все эти языки «произошли из одного источника, который, по-видимому, уже не существует». Гипотеза Джонса (кажущаяся сегодня тривиальной) довольно долго была предметом споров. Однако к середине XIX века идея родства индоевропейских языков и их происхождения от некоего языка-предка не только прочно утвердилась в лингвистике, но и начала приносить вполне ощутимые научные плоды. В частности, немецкий филолог Якоб Гримм (знакомый всем нам с детства по сборнику народных сказок, составленному им и его братом Вильгельмом) установил законы соответствия между общегерманскими согласными и их индоевропейскими «предками». Оказалось, что можно не только доказать родство той или иной пары слов в разных языках, но и однозначно определить, как звучало слово, от которого они оба произошли.

Тем не менее теория Дарвина была принята в сравнительном языкознании практически с таким же энтузиазмом, как и в биологии, и стало мощнейшим стимулом для дальнейшего развития этой дисциплины. Именно она в 1861 году вдохновила выдающегося немецкого филолога Августа Шлейхера (одна из работ которого так и называлась – «Теория Дарвина и наука о языке») на попытку реконструировать не просто отдельные слова, а праиндоевропейский язык целиком.

Август Шлейхер

В последующие несколько десятилетий сравнительное языкознание было самой популярной и быстро развивающейся областью лингвистики и достигло немалых успехов, принесших этой дисциплине репутацию «самой точной из всех гуманитарных наук». Впрочем, рассказ об успехах и проблемах этой науки не относятся к предмету этой статьи. Для нас важно, что картина эволюции языков оказалась удивительно похожей на картину эволюции живых форм, какой ее представлял Дарвин и его последователи. Если считать, что каждый самостоятельный язык – это аналог биологического вида (а аналогом особи тогда оказывается идиолект – та индивидуальная версия языка, которую практикует конкретный человек), то сходство получается просто поразительным. В самом деле, в языке могут меняться все его аспекты: фонетика, лексика, грамматика, строй фразы – точно так же, как у живых организмов в ходе эволюции могут меняться любые признаки: морфологические, физиологические, биохимические, поведенческие и т. д. При этом в обоих случаях одни признаки меняются легко, а изменения других происходят редко. И если знать, какие признаки консервативны, а какие изменчивы, то на основании сравнения консервативных признаков можно судить об эволюции языка/вида и его родственных связях. В лингвистике такими медленно меняющимися признаками служат, например, слова из так называемой «базисной лексики» (названия частей тела, самых простых действий, простых числительных и т.п.), в биологии – «гены домашнего хозяйства», то есть те, работа которых нужна каждой клетке.

Основа эволюции и в биологии, и в языке – это избыточность. В биологии это генетическая изменчивость, в языке – синонимы, вариативность форм («твóрог – творóг», «шофёры – шофера» и т.п.) и многое другое. В обеих системах есть элементы, и любые эволюционные изменения начинаются с изменения частоты этих элементов: в популяциях – определенных генов, в языке – определенных слов или грамматических конструкций. Есть даже некий аналог сформулированного еще в XIX веке Антоном Дорном принципа смены функций – это изменение значения слов или устойчивых словосочетаний без изменения их формы. Достаточно сравнить, скажем, как была бы воспринята фраза «мальчик склеил в клубе модель» в середине прошлого века – и как она воспринимается сегодня.

В ХХ веке в центре внимания биологов-эволюционистов оказался процесс видообразования – что добавило новые аспекты сходства эволюции языков с эволюцией биологической. Языки зарождаются как местные говора и диалекты – точно так же, как зачатками будущих видов служат местные разновидности и подвиды. В том и другом случае обособлению способствует пространственная изоляция, обусловленная каким-нибудь физическим препятствием и не позволяющая двум биологическим популяциям обмениваться генами, а двум группам носителей языка – общаться друг с другом. Постепенно различия накапливаются, и через некоторое время местная разновидность превращается в самостоятельный вид (уже неспособный скрещиваться с другой частью исходного вида), а местный диалект – в самостоятельный язык, непонятный для другой части носителей исходного языка. Языки, существующие в одной местности, могут вытеснять друг друга. У конкретного языка может быть сколько угодно языков-потомков, но есть только один язык-предок. (Это не совсем справедливо для так называемых креольских языков, но они до поры до времени находились на периферии внимания лингвистов. Впрочем, и в биологии известны формы, возникшие путем тесного симбиоза двух неродственных видов – и они тоже долгое время рассматривались как несущественное исключение.) Таким образом, эволюция языков идет почти исключительно дивергентно – путем разделения одного языка на два или более. Явления конвергенции, т.е. независимого приобретения неродственными языками сходных черт, известны – но, как и в биологии, они никогда не заходят так далеко, чтобы два неродственных языка можно было принять за один.

Не удивительно, что представление о полном подобии биологической и лингвистической эволюции стало общим местом в обеих науках. За последние полтора века об этом подобии писали бессчетное число раз – причем как биологи, так и лингвисты.

Но основные черты биологической эволюции определяются тем, что ее движет в основном естественный отбор, формирующий все мало-мальски сложные структуры. Если эволюция языка настолько похожа на эволюцию биологического вида, то напрашивается предположение, что и она обеспечивается аналогичным механизмом. Именно такой вывод и делают некоторые ученые. «В то время как популяции генетически меняются посредством естественного отбора (а иногда и генетического дрейфа), человеческие языки меняются посредством лингвистического отбора (люди изобретают новые слова, которые им нравятся или для чего-то нужны) и лингвистического дрейфа (произношение изменяется вследствие имитации и культурной трансмиссии)»,– пишет, например, профессор эволюционной биологии Чикагского университета Джерри Койн. Президент Международного общества происхождения языка Бернар Бичакджан посвятил этому вопросу специальную книгу, название которой говорит само за себя – «Язык с точки зрения дарвинизма». По мнению профессора Бичакджана, развитие языков – это обретение адаптивных преимуществ, переход от более архаических и примитивных черт к более прогрессивным. Языки становятся все более удобными для выражения мыслей, все менее загружающими память, а используемые ими звуки – все менее похожими на вокализации животных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Академик Леопольд Лобковский: я не увидел ответа в антропогенной теории потепления Академик Леопольд Лобковский: я не увидел ответа в антропогенной теории потепления

Академик Леопольд Лобковский: человек не виноват в глобальном потеплении

Наука
Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе

Как роботы, андроиды и ИИ появились в художественной литературе

Правила жизни
Убийство короля Александра Убийство короля Александра

Убийство сербского монарха, которое видел весь мир

Дилетант
На чем нельзя экономить: 5 вещей, в которые точно стоит вложить деньги На чем нельзя экономить: 5 вещей, в которые точно стоит вложить деньги

Нижнее белье, сапоги и джемпер: вещи, на которых нельзя экономить

VOICE
Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Мари Краймбрери в Youtube-шоу «Есть вопросики»: «У меня потребности в сексе нет, если я не влюблена». Мари Краймбрери в Youtube-шоу «Есть вопросики»: «У меня потребности в сексе нет, если я не влюблена».

Мари Краймбрери — о сексе, мужчинах, деньгах и страхе перед выходом на сцену

Maxim
Премия, которую не вспоминают Премия, которую не вспоминают

Как Юлиус Вагнер-Яурегг был признан за метод лечения прогрессивного паралича

Знание – сила
«Мать атомной бомбы»: что ученая Лиза Мейтнер сделала для создания ядерного оружия «Мать атомной бомбы»: что ученая Лиза Мейтнер сделала для создания ядерного оружия

Почему Лиза Мейтнер сожалела о своем имени «мать атомной бомбы»?

Forbes
Семейные сценарии: 4 сферы жизни, которые могут пострадать из-за родителей Семейные сценарии: 4 сферы жизни, которые могут пострадать из-за родителей

Почему мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами во всех сферах жизни?

Psychologies
Личностный рост Личностный рост

Что такое личностный рост и какие шаги предстоит сделать для саморазвития?

Лиза
Аллергия начинается с микробиома Аллергия начинается с микробиома

С каждым годом растёт число людей, страдающих аллергиями. В чём причина?

Здоровье
Парадокс Стокдейла: почему излишний оптимизм может стать причиной вашей гибели Парадокс Стокдейла: почему излишний оптимизм может стать причиной вашей гибели

Как не дать обмануть себя ложными надеждами

Forbes
Убийственное ретро Убийственное ретро

«Континенталь»: спин-офф «Джона Уика» с Мелом Гибсоном

Weekend
Страшно красиво Страшно красиво

Простые идеи, как бюджетно украсить дом на Хэллоуин

Лиза
Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке

Фэнтезийные книги, в которых к магии (самой настоящей!) относятся, как к науке

ТехИнсайдер
Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Ирония судьбы на французском: как Вуди Аллен переизобретает себя в Европе Ирония судьбы на французском: как Вуди Аллен переизобретает себя в Европе

«Великая ирония»: почему именитые режиссеры все больше заняты самоповтором

Forbes
Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание

Три книги о возможных сценариях гибели человечества

ТехИнсайдер
5 пар обуви, которые должны быть у каждой женщины старше 50 лет: мнение стилистов 5 пар обуви, которые должны быть у каждой женщины старше 50 лет: мнение стилистов

Юбилей — отличный повод перебрать шкаф и избавиться от всей старой обуви

VOICE
Не тратьте время на чистку! 6 фруктов и ягод, которые можно и даже нужно есть с косточками Не тратьте время на чистку! 6 фруктов и ягод, которые можно и даже нужно есть с косточками

Косточки каких фруктов и ягод есть полезно, а какие лучше все-таки выплюнуть

ТехИнсайдер
Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии

Как работают корпоративные бренд-интеграции?

СНОБ
Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе

Постоянная оглядка на «мягкую силу» только закрепляет гендерные стереотипы

Forbes
Мировой рекорд Мировой рекорд

Рекорд «Русского Витязя»

Знание – сила
Как кормить ребенка, чтобы в будущем у него не было расстройств пищевого поведения? Как кормить ребенка, чтобы в будущем у него не было расстройств пищевого поведения?

Как сформировать у ребенка здоровое отношение к еде

VOICE
Как перестать критиковать близких: 3 шага Как перестать критиковать близких: 3 шага

Чтобы не ставить отношения под угрозу, важно не поддаться желанию критиковать

Psychologies
Медитация: 3 техники, которые используют психологи Медитация: 3 техники, которые используют психологи

Медитации, которые помогут вам преодолеть напряжения и стресс

Psychologies
Секс только после свадьбы: стоит ли игра свеч — непридуманная история Секс только после свадьбы: стоит ли игра свеч — непридуманная история

Что будет, если ненадолго отложить близость?

Psychologies
Плохо работает интернет на телефоне: ищем причины Плохо работает интернет на телефоне: ищем причины

Как исправить плохой мобильный интернет или хотя бы немного ускорить доступ

CHIP
Лучшие бесплатные архиваторы: топ-5 и еще немного Лучшие бесплатные архиваторы: топ-5 и еще немного

Какой бесплатный архиватор лучше скачать на компьютер

CHIP
«Наш Бисмарк» «Наш Бисмарк»

Миф о Бисмарке, как создателе Второго рейха начал складываться ещё при его жизни

Дилетант
Открыть в приложении