Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

3 марта в издательстве Inspiria выходит новый роман Эдуарда Веркина «Сорока на виселице». В нем все, как любит читатель — далекое будущее, экстремальная демократия, искусственный интеллект. Веркин есть Веркин, и «Сороке на виселице» пророчат судьбу одного из главных бестселлеров года. В беседе со «Снобом» писатель рассказал, какие проблемы будут волновать человечество в далеком будущем и почему развитие ИИ обернется трендом на «ламповость».
Эдуард, вот о каком парадоксе я хотел бы спросить. Мои молодые коллеги говорят, что выросли на ваших книгах — «Звездолет с перебитым крылом», «Облачный полк» и другие. В то же время мои взрослые знакомые, причем искушенные в литературе, редакторы издательств и критики, называют среди лучших российских романов «снарк снарк» и «Остров Сахалин». Так для какой же аудитории вы пишете, кто ваш читатель?
Отрадно слышать! Особенно отрадно, что, судя по названиям, это уже второе поколение, выросшее на моих книгах. Первое называло «Пятно кровавой луны», «Место снов», «Кошки ходят поперек», «Чудовище с Улицы Розы». Дебютные рассказы, написанные двадцать пять лет назад, были вполне себе взрослыми. Потом я переключился на детско-подростковую аудиторию и достаточно долго, лет пятнадцать, если не больше, работал для нее. Все это время появлялись идеи текстов для взрослых, некоторые я откладывал, другие пытался без особого успеха расписать. Последняя детская книга «Осеннее солнце» появилась в 2019, но тот же «Остров Сахалин» вышел на год раньше. И неожиданно для меня он стал популярным, на сегодняшний день уже пятое издание. Это убедило меня в том, что стоит, наконец-то, вернуться к скопившимся нереализованным замыслам. Так появился «снарк снарк».
Получается, что читатель очень разный. Детские книги переиздаются, их можно найти в библиотеках, читатели их не забывают. Стоит, пожалуй, отметить, что многие мои подростковые тексты пришлись и взрослым читателям.
Каждый год у вас выходит по одной, иногда две новых книги, не считая переизданий. Причем «снарк снарк» — два тома по 800 страниц. Новый роман «Сорока на виселице» тоже немаленький. Расскажите, как вы пишете, сколько времени в день проводите за письменным столом?