Истории безумия: правда ли, что большинство знаменитых художников страдали ментальными расстройствами?
В Доме культуры «ГЭС-2» до 12 мая проходит выставка «Настройки-3». Семь павильонов с аудиальным и визуальным искусством носят имена семи композиторов. Слушателю здесь предлагают буквально настроиться на новые состояния. Один из павильонов посвящен Роберту Шуману — человеку тяжелой судьбы. Он страдал депрессией и, по разным оценкам, биполярным расстройством или шизофренией. «Правила жизни» решили узнать у куратора выставки Андрея Паршикова, верно ли предположение, что ментальное расстройство и творческий гений ходят рука об руку.
Представьте, что вы на выставке. Заходите в павильон, в котором все вроде бы знакомо: интерьер квартиры 2000-х, телевизор включен, рисунок на стене, фотография в рамке, под ногами пол из натурального дерева. Играет классическая музыка, но как будто что-то не так. Звук искажен, мелодия едва уловимо отличается от оригинала. Вы переходите во вторую часть павильона — и картина меняется. Под ногами скрипит грубый деревянный настил, стены покрыты дешевым сайдингом — ни дать ни взять рыночный ларек. Но что здесь делает дорогущий «Эскиз к портрету» Фрэнсиса Бэкона? Почему на потолке видеоинсталляция, напоминающая театр теней? Вы начинаете сомневаться, все ли в порядке с вашим восприятием. Сознание становится неустойчивым, как пол под ногами. Может, это фантазия художников играет злую шутку? А может, всему виной хитроумный замысел кураторов выставки? Задача павильона — заставить зрителя задуматься о том, как большое искусство связано с безумием. Действительно ли сумасшествие – залог творческого успеха или это грубый стереотип?
«Это чистой воды спекуляция. В рамках проекта мы предполагаем, мы делаем гипотезу. Вообще, я постарался избежать слова «гениальность» во всех сопроводительных материалах к выставке, но поп-культура требует от нас, чтобы гений был немного сумасшедшим, немного особенным. Вот об этом, в частности, наш павильон».
Кто такие безумцы
Существует давний культурный стереотип, связывающий творчество с безумием. Он, вероятно, пришел к нам из романтического представления об «измученном гении», который сублимирует эмоциональную боль и смятение в творчество. Но научных доказательств, связывающих креативность с психическими заболеваниями, нет. На самом деле, многие творческие личности вели здоровую и сбалансированную жизнь.
В первую очередь концепция сумасшествия — это конструкт, который придумал человек. Вспомните, когда вы в последний раз употребляли это слово в прямом, а не переносном смысле. Степень сумасшествия определяется обществом. Один из самых известных французских философов XX века Мишель Фуко в работе «История безумия» показал, что безумие — далеко не всегда неизменное психическое состояние. Восприятие окружающего мира меняется в зависимости от того, какие идеи доминируют в обществе, кого хотят признать аутсайдером или врагом. В XVII и XVIII веках категория «ненормальный» стала способом определения и исключения тех, кто не вписывался в нормы общества. Более того, признание сумасшедшим стало политическим инструментом изоляции неугодных: таким образом, безумец прошел путь от уважаемого юродивого, сидящего на ступенях церкви и несущего божественную истину, до инакомыслящего писателя, к которому власть могла применить карательную психиатрию.