Адаптация
Настоящему мастеру покоряются границы и во времени, и в пространстве. Кузнец рассказывает, как ему удалось перенести старинное ремесло в XXI столетие, а потом перевезти семью и бизнес из России в Европу
По команде герольда всадники в начищенных латах пришпоривают коней и несутся друг на друга с разных сторон барьера. Один целит копьем в шлем соперника, но тот парирует удар и ломает древко, как щепку. Публика за ограждением аплодирует и снимает происходящее на телефоны. Турнир на фестивале исторической реконструкции – и впрямь фотогеничное зрелище. Возможно, главная его составляющая, создающая эффект машины времени, – это великолепные доспехи участников, изготовленные точно по историческим образцам.
Искусство мастеров-доспешников, оказывается, вполне востребовано и в наши дни. Кузнец и предприниматель Петр Пóляк изучает средневековые технологии, а потом приспосабливает к старинному ремеслу технологии современные – не в ущерб результату.
Кузнец – не первая ваша профессия. Как получилось, что вы стали заниматься этим ремеслом?
Я задумался, не освоить ли кузнечное дело, много лет назад, в студенческие годы. Я учился в МГУ на механико-математическом факультете и при этом увлекался LARP – live action role-playing games, ролевыми играми живого действия. С них все и началось. Я понял, что для игр и фестивалей мне нужны функциональные рыцарские доспехи. Пробовал заказывать – не нравился результат, и я пришел к выводу, что нужно научиться создавать их самому. В то же время, хотя у меня уже была профессия и я думал о поступлении в аспирантуру, решил найти дело, которое будет приносить мне не только независимость, но и радость. Хотел работать на себя. Друг, с которым я учился, размышлял о том же, мы перебирали варианты – и неожиданно обнаружили себя в гараже делающими доспехи! И нам это так понравилось, что в итоге мы действительно связали жизнь с кузнечным ремеслом. Я учился у мастера, занимавшегося художественной ковкой, получил представление, как устроена кузница, Но в основном учился сам: нашел материалы в интернете.
Первой вещью, которую я сделал, был шлем в стиле фэнтези – вольная трактовка славянских прототипов. В 2006 году, уже учась в аспирантуре, мы с товарищем оборудовали первую мастерскую, стали принимать заказы. Заинтересовались исторической реконструкцией – это был уже другой уровень. Переворот в мировоззрении случился, когда я поехал в Санкт-Петербург, пришел в Рыцарский зал Эрмитажа, походил там, посмотрел на эти тысячи экспонатов со всех сторон... Вернувшись в Москву, сказал другу: «Все, что мы делаем, не имеет никакого отношения к историческим доспехам. Это профанация». И с того момента начали серьезно изучать рыцарские латы по источникам, музейным образцам – форму, конструкцию, техники изготовления. Появилось понимание, чем обычная согнутая железка отличается от элемента доспеха.