В королевстве кривых зеркал: как воспитывают детей матери-нарциссы
На примере популярных фильмов рассказываем о том, что такое травма оценки и как работает нарциссическое расширение родителя.
Все мы не без нарциссизма: современная культура транслирует нам идеал эффективности и успешности, которому все мы должны (должны ли?) соответствовать. Мы продвигаем свои услуги или личный бренд в социальных сетях, совершенствуем физическую форму, повышаем квалификацию и бесконечно шлифуем все то, что считаем недостатками.
Нарциссический радикал как одна из составляющих психики не имеет отношения к патологии. Он может быть даже полезным: помогать нам совершенствовать свою работу, заботиться о здоровье, оставаться эрудированным и бежать в ногу со временем.
Проблема начинается тогда, когда человек не может увидеть другого в диалоге с ним, не может принять себя без высоких достижений. Или когда родитель переносит собственные нерешенные задачи и незавершенные психические процессы на ребенка.
Кинематографические матери гротескно и с патологическим размахом показывают нам те риски, к которым может привести токсичный, злокачественный нарциссизм. Все это — еще один повод для самоанализа и ревизии собственных воспоминаний: более ранних детских или еще свежих родительских. Запасайтесь попкорном, поехали!
Маркер 1: зависть и конкуренция
Если кто и умеет воплощать на экране сложные эмоциональные состояния, то это Даррен Аронофски. История о перфекционизме, который приводит к психотическому эпизоду, разворачивается в декорациях легендарного балета Чайковского «Лебединое озеро».
«Я просто хочу быть совершенной», — говорит Нина, главная героиня фильма «Черный лебедь» (2010). Идеальной девушка вынуждена быть потому, что она — главная причина, по которой не сложилась балетная карьера ее матери, Эрики. Нина становится примой.
Отношения дочери и матери тесные, созависимые, они будто слиты в одного человека
Хрупкая, женственная, все контролирующая Нина — образцово-показательная хорошая девочка без права на агрессию. Эрика от всего ее защищает: от чрезмерной нагрузки, завышенных ожиданий, собственной жизни.
Симптоматично, но первое, что она делает, узнав, что Нина получила главную роль в спектакле, так это покупает огромный торт с кремом. На предсказуемый отказ дочери мать реагирует обидой и эмоциональным шантажом, девушка привычно капитулирует.
Противоречивое послание матери-нарцисса звучит так: сделай меня гордой, но не будь лучше меня. Эрика завидует собственной дочери, конкурирует с ней: родив ее в 28 лет (закат балетной карьеры), она уже не состоялась как балерина, и дочь тут ни при чем. Ребенок просто замаскировал этот неудобный факт.