История и характеристики двигателя ЗМЗ-402
«Четыреста второй» мотор Заволжского завода стал поистине эпохальным. Ведя историю с послевоенных лет, он до сих пор существует в виде глубоко модернизированных моделей на ряде отечественных машин
Характеристика ЗМЗ-402Устройство двигателя ЗМЗ-402Регулировка клапанов ЗМЗ-402История двигателя ЗМЗ-402Практические отличия ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406. Что лучше?
Характеристика ЗМЗ-402
Основные характеристики ЗМЗ-402 приведены ниже.
- Объем: 2,4 литра
- Мощность и крутящий момент: 95-100 л.с. (в зависимости от модификации), 182 Нм
- ГРМ: верхнеклапанный, с нижним расположением распредвала (OHV) и приводом через штанги и коромысла. 2 клапана на цилиндр.
- Диаметр цилиндра/ход поршня: 92/92
- Степень сжатия: 8,2:1
- Тип топлива: бензин с октановым числом от 76 до 92 (в зависимости от модификации)
Преимущества двигателя ЗМЗ-402
За почти сорокалетнюю историю «четыреста второго» он претерпевал множество изменений и имел ряд модификаций. Некоторые из которых имели ощутимые отличия от исходной версии. Тем не менее, если за точку отсчета взять наиболее распространенный вариант 402.10 (для «Волг», «Газелей» и «Соболей» на 92-м бензине), базовые плюсы будут заключаться в следующем.
- Неприхотливость к качеству топлива. Даже рассчитанные на 92-й бензин версии ЗМЗ-402 вполне долго «выживали» на 76-м при необходимости.
- Возможность быстрого капитального ремонта цилиндро-поршневой группы. Для 402-го имелось целых 5 ремонтных размеров ЦПГ. Простоте процедуры способствовал и конструктив с легко извлекаемыми гильзами. Что позволяло «раскидать» мотор прямо во дворе, используя самый обычный слесарно-гаражный инструмент.
- Дешевизна и распространенность запчастей. Выпуск ЗМЗ-402 прекратился относительно недавно, в 2017 году. До сих пор в любом магазине автозапчастей, специализирующемся на марках ГАЗ и УАЗ, легко найдется большинство самых ходовых деталей на данный мотор.
- Неплохая тяга на низких оборотах, что обусловлено старой архитектурой ГРМ. С таким мотором даже груженые «Газели» трогались относительно легко.
Недостатки двигателя ЗМЗ-402
Несмотря на длинный послужной список, недостатков у долгожителя Заволжского моторного завода более чем хватало. Среди них числятся следующие минусы.
- Общая низкая надежность. Здесь можно долго рассуждать о конкретных «болячках» ЗМЗ-402, но даже двигатель-наследник 406-й модели, который тоже далеко не идеален в плане надежности, владельцы характеризуют куда более лестно. Сильная склонность к перегреву и деформации блока цилиндров, слабые резьбы болтов ГБЦ, падение тяги при недогреве, ненадежное зажигание, проблемы с заводкой, прогревом и холостым ходом — все это капля в море врожденных проблем 402-го.
- Низкая технологичность. Прежде всего проявляется в виде очень невысокой мощности в переложении на расход топлива. 20 литров бензина на сотню километров в городском режиме — норма для ЗМЗ-402. Приемистостью на скорости двигатель тоже не отличается. Также мотор имеет крайне малые интервалы между плановыми регулировками клапанных зазоров: всего 10-15 тыс. км.