Кожа, в которой я пишу
«Американское чтиво»: умная сатира на политкорректность
На цифровых платформах вышло «Американское чтиво» — режиссерский дебют сценариста Корда Джефферсона, выдвинутый на «Оскар» в пяти номинациях. Фильм о темнокожем писателе, который не хочет писать «черную литературу»,— редкий пример высказывания о расовом вопросе, которое вряд ли способно кого-то разозлить, зато может развеселить и активистов Black Lives Matter, и ненавистников политкорректности.
«При всем уважении я с этим справляюсь, значит, сможете и вы»,— иронизирует темнокожий профессор американской литературы Телониус Эллисон (Джеффри Райт) в ответ на реплику из аудитории: его белой студентке «некомфортно» видеть на доске так называемое «n-word» в названии рассказа Фланнери О’Коннор. Телониуса (для родных и друзей он Монк — неизбежное прозвище в честь единственного знаменитого тезки) раздражают избыточные внимание и щепетильность к расовому вопросу. Тираж его собственного романа не распродали за несколько лет: это интеллектуальная проза с отсылками к древнегреческой мифологии, но ведь от автора с таким цветом кожи литературный рынок ждет другого. Приехав на конференцию в Бостон, Телониус в завистливом раздражении слушает презентацию нового бестселлера, посвященного нищей жизни в гетто. И через пару дней отправляет своему литературному агенту рукопись под псевдонимом — повесть «Моя паталогия» (именно так, с ошибкой в названии), состряпанную из самых трагических и пафосных клише об афроамериканской жизни,— с целью потроллить издателей.
Главный герой романа «Уничтожение», по которому поставлен фильм Корда Джефферсона, списан его автором Персивалем Эвереттом с самого себя. Эверетт преподает в университете в Калифорнии (и в девяностые написал постмодернистскую переработку «Медеи» Еврипида), так что реалии издательского бизнеса изображены со знанием дела, а где-то наверняка не без мстительности. «Американское чтиво», как и роман-первоисточник,— сатира: соответственно, люди, с которыми приходится иметь дело Телониусу, представляют собой шаржированные типажи и в большинстве своем довольно глупы. Разумеется, белые издатели принимают «Мою паталогию» за чистую монету и на ура, из нее хотят сделать книжный хит сезона и оскаровский хит (из представленной в фильме галереи колоритных дураков отдельно отметим Адама Броуди в роли напыщенного голливудского режиссера). Теперь перед Телониусом непростой выбор: с одной стороны, шутка зашла