Приглушенные голоса. Юлия Петрачук — о фестивале оперной музыки, написанной женщинами
В Москве при поддержке продюсерского центра «Лирика Классик» открылся первый Международный фестиваль современной оперы женщин-композиторов «Приглушенные голоса». Концерты пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле до конца лета. Опера может быть интересна широкой аудитории, считает организатор мероприятия Юлия Петрачук. Она рассказала «Снобу» о миссии фестиваля, необычных произведениях, представленных на нем, и о вкладе женщин в академическую музыку.
Я оперная певица и всегда интересовалась современной вокальной музыкой, участвовала в музыкальных фестивалях, а некоторые даже организовывала сама. Но произведение, созданное женщиной, мне за всю карьеру довелось исполнить лишь однажды — и то во время обучения в консерватории. Это был вокальный цикл Ирины Воронцовой. Помню, насколько та музыка восхитила меня.
С годами я все чаще обращала внимание на то, как редко в театрах ставятся оперные произведения женщин-композиторов. К женщинам, занимающимся музыкой, общество относилось, увы, с предубеждением. Раньше считалось, что композитор — исключительно мужская профессия, хотя женское творчество ни в чем не уступает мужскому. Со временем у меня появилась идея организовать фестиваль оперы, на котором будут представлены только женские произведения, хотя я считаю, что определить гендерную принадлежность композитора по его музыке вообще невозможно. Хотелось показать, какое богатое музыкальное наследие, о котором мы не знаем, существует вокруг нас.
Современная музыка
Идея не сводилась только к раскрытию женского вклада в оперу. Мне было важно рассказать о современной камерной музыке в целом — сегодня такая музыка редко используется в театральных постановках, она, к сожалению, не востребована. Но для фестиваля «Приглушенные голоса» наши режиссеры с нуля создали десять новых постановок по произведениям семи женщин-композиторов. Перед нами стояла сложная цель: мы хотели показать, что опера — это не что-то устаревшее и пафосное. Она может быть живой, яркой, интересной и работать на широкую аудиторию. Чтобы доказать это, мы собрали несколько редких и экспериментальных опер, в том числе таких, которые длятся всего 10–15 минут.