Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему
Научно-фантастические блокбастеры часто рисуют апокалиптичную картину встречи с внеземным разумом. Ученые тоже вполне серьезно относятся к рискам возможного контакта с инопланетянами и в вероятности, что более развитая цивилизация может обнаружить, что Земля отлично подходит для колонизации. Каковы, с точки зрения науки, наши шансы оказаться жертвами инопланетного вторжения — в отрывке из книг профессора астробиологии Чарльза Кокелла «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной».
Профессор астробиологии в Школе физики и астрономии Эдинбургского университета Чарльз Кокелл довел идею популяризации науки до логического завершения — он не просто пишет научно-популярные книги о космосе и загадках Вселенной, он регулярно ведет долгие разговоры о своей области научных интересов с многочисленными таксистами. Ученый утверждает, что именно с этой группой людей ему интереснее всего обсуждать такие вопросы: одиноки ли мы во Вселенной, зачем вообще тратить деньги на исследования Космоса, когда на Земле полно проблем, можно ли жить на Марсе и как мы сможем понять инопланетян (если они все-таки существуют).
«Таксисты связаны с коллективным разумом нашей цивилизации так, как очень немногие из нас. Они чувствуют пульс человеческой мысли. Мало кто может похвастать таким регулярным доступом к сокровищнице людского опыта и мироощущения», — пишет он. Книгу, представляющую собой вдохновленные встречами с «коллективным разумом цивилизации» в лице таксистов, ответы на самые популярные вопросы жизни, вселенной и «всего такого» он посвятил «всем таксистам во Вселенной».
Книга «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной» выходит на русском языке в феврале в издательстве «АСТ» (импринт «Лед»). Forbes публикует отрывок.
— Какие планы на день? Что-нибудь интересное? — полюбопытствовала таксистка, которая везла меня с железнодорожного вокзала Суиндона до Космического агентства Великобритании в Полярис-хаусе.
— Рассматриваю гранты для Космического агентства Великобритании, — ответил я. — Я бы не назвал это интересным делом, но вещь важная, и, честно говоря, бывает довольно любопытно почитать, чем занимаются люди. Например, ищут жизнь на Марсе, строят приспособления для изучения его атмосферы. Это экспертная группа по исследованию космоса.
— Мне кажется, это очень интересно! — резко возразила она. — Нельзя пренебрежительно относиться к такой работе.
Я понял, что в целом она права.
— Но вот марсиане… Я надеюсь, вы их не найдете, — добавила она.
— Почему? — удивился я. — Разве не здорово было бы найти жизнь на Марсе?
— Я смотрела «Войну миров», так что все мы знаем, что с нами тогда произойдет. Иногда не следует желать слишком многого. Они могут быть опасны.
Инопланетяне действительно могут оказаться неприятными личностями, и массовая культура определенно предпочитает изображать их такими. Посмотрите почти любой фильм об инопланетянах, и, скорее всего, в нем они прилетают на Землю на огромных космических кораблях с сомнительными намерениями. На экранах в 1996 году американские истребители взмыли в воздух, чтобы помешать инопланетной расе взорвать Белый дом, что привело к неординарному Дню независимости. В 1979 году Ридли Скотт подарил нам фильм «Чужой» о суперэффективном хищнике, который взращивает эмбрионы в животах своих несчастных жертв. «Отвали от нее, мерзкая тварь!» — кричит Сигурни Уивер, когда инопланетянин атакует одного из членов ее команды. Я бы не стал использовать такие выражения в адрес внеземного разума, но что поделать. Так что я не был удивлен, встретив таксистку, считающую контакт с инопланетянами потенциально опасным.
В научных учреждениях тоже не относятся к рискам возможного контакта шутя. Серьезные ученые задаются вопросом, разумно ли транслировать в космос радиосообщения, объявляя о нашем существовании и призывая инопланетян посетить нашу планету. Что произойдет, если трудности перевода приведут к тому, что сообщение «Привет, мы тут, на Земле» превратится в «Наша планета подходит для такого сложного разума, как мы сами; возможно, Земля будет отличным местом для колонизации!». Должен ли существовать международный протокол, какая-то согласованная процедура для передачи сообщений инопланетянам?
Может показаться, что такие опасения чрезмерны. В конце концов, каков шанс, что инопланетная жизнь вообще существует? А если это так, то правда ли, что блуждающее сообщение обречет нас на гибель? К тому же мы передаем радиосообщения в космос с 1920-х годов, так что, возможно, сейчас уже слишком поздно что-то предпринимать. Те сообщения не были осмысленными попытками связаться с инопланетянами, но они все еще могут непреднамеренно долететь до кого-то. По мере того, как эти передачи рассеиваются в космосе, они сводятся к треску в соответствии с законом обратных квадратов, который гласит, что каждый раз, когда расстояние передачи удваивается, интенсивность сигнала уменьшается не вдвое, а в четыре раза. Тем не менее, если у инопланетян есть достаточно мощный приемник, то они могут слушать наши первые радиопередачи на расстоянии до 100 световых лет. Существа на любой планете, вращающейся вокруг Zeta2 Cancri, примерно в 83 световых годах от нас, могут прямо сейчас слушать разглагольствования Адольфа Гитлера на Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Надеюсь, они этим не особо впечатлены.
Прежде, чем начать сильно волноваться о том, как мы можем вызвать раздражение неких злобных инопланетян, возможно, нам стоит найти хоть каких-то инопланетян вообще.
— Понимаю вашу обеспокоенность тем, что они могут быть опасны, — сказал я.
— Но, как вы думаете, они вообще существуют?
— О, я думаю, что да, конечно. Должны быть, верно? Звезд так много. Непременно должны быть. Было бы безумием думать, что мы совсем одни, — ответила она.
Та же мысль пришла в голову Энрико Ферми, одному из величайших физиков XX века и изобретателю первого ядерного реактора. Ферми прославился тем, что придумывал короткие содержательные вопросы, на которые не было простых ответов, но которые дразнили и озадачивали мозг. Среди самых известных: «Где все инопланетяне?». Если подумать, странно, что мы с ними не сталкивались. Всего лишь за последние 100 лет или около того человечество оставило лошадей и повозки далеко позади и превратилось в космическую цивилизацию, ступившую на Луну. Если мы смогли это сделать за один век, что могли бы сделать инопланетяне, имея в распоряжении миллион лет? Ферми считал само собой разумеющимся, что если в галактике существуют другие цивилизации, то наверняка некоторые из них старше нашей и, следовательно, более технологически развиты. При наличии достаточного количества времени какая-то раса должна быть в состоянии осуществить межзвездный полет. Так почему же контакты с инопланетянами не являются распространенным явлением? Почему инопланетяне регулярно не приземляются в Эдинбурге, не общаются с местными жителями?