Искусство слушать: как понять своего собеседника
Умение построить диалог так, чтобы собеседник понял вас, а вы — его, необходимо каждому: от гендиректора корпорации до менеджера среднего звена. При этом слушать не менее важно, чем грамотно выражать свои мысли. О том, как действовать, чтобы вынести из общения максимальную пользу, рассказывает телеведущая, эксперт по публичным выступлениям и модератор бизнес-мероприятий в школе управления «Сколково» Вероника Хранеко в своей книге «Меньше слов: Как управлять диалогом и раскрыть любого собеседника». Книга вышла в феврале в издательстве «Альпина PRO». Inc. публикует ее отрывок.
Ученые подсчитали, что 45% времени в течение дня мы слушаем. При этом усваиваем мы не больше 60–70% из сказанного собеседником. И если для ежедневной коммуникации эти цифры кажутся вполне приемлемыми, то для модератора или интервьюера такой уровень восприятия грозит профессиональной неудачей. Тем более, что слушать ему приходится в разы больше обычного.
Позиции в диалоге
В нашем с вами случае слушать — это не про «просто помолчать», а про внутренние процессы, которые происходят, пока вы усваиваете и обрабатываете внешний аудиоматериал. Насколько вы готовы по-настоящему понять другого человека или просто слушаете его, чтобы ответить?
Слушающий может занимать три разные позиции, при необходимости переключаясь между ними:
- я слушаю тебя — то есть то, что ты говоришь и показываешь мне;
- я слушаю себя — свой внутренний диалог и реакции;
- я слушаю нас — воспринимаю наше взаимодействие как единое целое, осознаю то третье пространство, которое сформировалось между нами. Я вижу, что в него приносит и как его заряжает каждый из нас, и понимаю, как мое следующее вложение повлияет на его свойства.
Кстати, о третьем пространстве — мне кажется, это невероятно интересная тема. Его становление начинается с того, что я осмысляю себя и свое состояние, затем смотрю на то, что говорит и делает собеседник, и чувствую отклик. И только потом у меня появляется понимание некой среды, которую мы только что создали вместе. И тогда я решаю, что именно хочу в эту среду привнести: например, больше живости и энергии или, наоборот, покой и расслабленность.