IPO с нулевой суммой: кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений
Профессиональные игроки в покер часто говорят, что если вы не понимаете, кто жертва за игровым столом, то эта жертва — вы, напоминает директор по развитию бизнеса Alfa Asset Management (Europe) S.A. Вадим Погосьян
По итогам 2020 года акции в США на первых публичных торгах после IPO в среднем вырастали на 42%. Такую доходность получили те инвесторы, которым посчастливилось купить акции при их первичном размещении. Совокупный доход, полученный ими по итогам 2020 года, составил около $50 млрд, по оценке агентства Dealogic. Такой фестиваль доходностей позволил многим инвесторам удвоить и даже утроить свои активы не то что за год, а только за период с мая по декабрь 2020 года. Тема IPO стала настолько популярна, что в ней уже участвуют люди, которые еще год назад с трудом представляли себе, что такое фондовый рынок. Откуда берутся эти двузначные показатели доходности за один день? Ведь на фондовом рынке бывает все, кроме чудес.
Любимые клиенты
Нечто похожее на рынке новых размещений уже происходило в 1999 году. Тогда доходность первого дня торгов достигала в среднем 121,4% в январе и 113,2% в декабре. Однако уже через несколько месяцев, с мая по октябрь 2000 года, индекс акций технологического сектора США NASDAQ рухнул на рекордные 78%. Размер убытков тех, кто не успел тогда выйти из акций, был впечатляющим, отрезвлял на долгие годы. Вплоть до декабря 2020 года, когда средняя доходность первого дня торгов акций вновь поднялась до уровня 95,83%. Наиболее значимыми размещениями того месяца были компании Airbnb (+112,81%) и DoorDash (+85,79%).
В этих исторических аналогиях, безусловно, нет никакого прогноза будущего обвала рынка. Сегодняшнее положение может продолжаться сколько угодно долго или закончиться в любой день. Но одно всегда остается неизменным: в тот момент, когда вы зарабатываете деньги на рынке, кто-то в эту же секунду их теряет. Так кто же является спонсором этого праздника доходностей на рынке IPO стоимостью $50 млрд?
Все встанет на свои места, когда мы внимательно посмотрим на сам процесс вывода акций на биржу. Представим себе, что какая-то компания решила стать публичной. Для допуска акций к биржевым торгам она нанимает один или несколько банков-андеррайтеров. Помимо документарного сопровождения сделки, в задачи банков будет входить маркетинг акций среди крупных потенциальных институциональных инвесторов, таких как, например, пенсионные и инвестиционные фонды. По итогам этого роуд-шоу, банк-андеррайтер сформирует свое предположение о справедливой цене акции и предложит ее в качестве ориентира менеджменту компании. Далее банк возьмет на себя всю заботу по распределению акций между инвесторами и получит за это комиссию, как правило, в размере 7% от объема размещения.
На этом этапе все выглядит достаточно логично и безобидно. Но есть два обстоятельства. Во-первых, условиями размещений обычно предусматривается ответственность банка за продажу всех подлежащих размещению акций. И в случае неудачи банк будет вынужден купить оставшиеся ценные бумаги. Во-вторых, банк самостоятельно, в ручном режиме определяет, кому и сколько акций продать, то есть представляет одновременно интересы и покупателя, и продавца.