Виталий Мутко — Forbes: «К концу года банки выдадут льготной ипотеки на 1 трлн рублей»
В интервью Forbes глава ДОМ.РФ Виталий Мутко рассказал, почему государство поддерживает крупных застройщиков, сколько в России арендного жилья, чем плохи апартаменты, почему нужно спешить с реновацией и зачем ДОМ.РФ создает собственного девелопера
Виталий Мутко — давний знакомый Владимира Путина, оба в начале 90-х были заместителями мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. После проигрыша Собчака на выборах Мутко возглавил футбольный клуб «Зенит», был главой Российского футбольного союза (РФС) и сенатором от Санкт-Петербурга, позже работал министром спорта. В 2018 — 2020 годах был вице-премьером по вопросам строительства и регионального развития. В январе 2020-го возглавил ДОМ.РФ.
«К концу года банки выдадут льготной ипотеки на 1 трлн рублей»
— Программу льготной ипотеки решили продлить до июля 2021 года. Профильный вице-премьер Марат Хуснуллин предлагает продлить ее и дальше, а глава ЦБ Эльвира Набиуллина призывает «своевременно» завершить, чтобы не надулся ипотечный пузырь. Какой точки зрения вы придерживаетесь?
— Объем выдачи ипотеки в этом году растет рекордными темпами. Конечно, главная причина — программа льготного кредитования под 6,5%, запущенная по инициативе президента. Но ипотека на первичном рынке в структуре всего объема выдаваемых ипотечных кредитов занимает около 30%, около 70% — вторичный рынок. Ставки в этом году снижаются во всех сегментах, не только на новостройки. Поэтому росту рынка способствует в том числе и мягкая кредитно-денежная политика Банка России. Ключевая ставка составляет всего 4,25%. Рыночные ставки находятся на уровне 8%, а два года назад составляли 11%.
Мы операторы программы льготной ипотеки. Каждую неделю банки отчитываются о ее реализации. Сейчас выдано 313,2 тысячи кредитов на 902,8 млрд рублей. Думаю, что к концу года по программе банки выдадут ипотеки с господдержкой под 6,5% на 1 трлн рублей.
Что касается цен, конечно, мы видим, что они выросли. Росстат оценивает их рост за 9 месяцев на 8-9%. В Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, некоторых других регионах они увеличились сильнее. Тут много факторов — и рост цен на стройматериалы, и нехватка рабочей силы, и рост спроса на жилье. Но что важно? Мы смогли даже в это непростое время подстегнуть запуск проектов. В годовом выражении за октябрь-август он более чем на 40% превысил показатели прошлого года. Появилась уверенность, что застройщики смогут сформировать задел для качественного роста объемов в ближайшие годы.
Что тревожно? Доходы граждан не растут. Несмотря на видимый рост цен, льготная ипотека выгодна и застройщикам, которым она обеспечивает спрос, и гражданам. Но если цена вырастет больше, например, на 17%-20%, то один из интересантов, то есть покупатель, потеряет выгоду, о чем и говорила Эльвира Набиуллина.
Чтобы избежать этого, нужно наращивать предложение жилья, запускать новые проекты. Вы знаете, что мы как государственный агент реализуем на аукционах вовлеченные в оборот неиспользуемые или неэффективно используемые земли. Строительным компаниям было предоставлено больше 6,4 тысячи га земель под проекты комплексного освоения территорий, на них введено 11,3 млн «квадратов» жилья.
— Может показаться, что действительно основными бенефициарами программы стали крупные застройщики. Льготная ипотека стимулировала рост на первичном рынке. В экономике кризис, а группа ПИК, ЛСР и другие отчитываются о росте выручки. Кроме того, им разрешили позже, чем остальным, перейти на новые правила работы. За что им такая поддержка?
— Бессмысленно отрицать, что крупные застройщики оказывают существенное влияние на экономику, это объективно. Нужно не забывать, что один строит под 7 млн кв.м., другой — под 4 млн кв. м. За каждым застройщиком, его проектом стоят люди, которые вложили свои деньги в стройку. Вспомним ситуации с компанией-банкротом СУ-155. Недостроенными остались 130 домов в 14 субъектах. Urban Group — компания не достроила 65 домов в Московской области.
После этих кризисов начала готовиться реформа жилищного строительства (речь идет о переходе на проектное финансирование, когда деньги дольщиков лежат на эскроу-счетах в банках, введено с 1 июля 2019 года. —