11 знаменитых фильмов, в успех которых никто не верил
Даже букмекеры, экстрасенсы и цыганки-гадалки не в состоянии предугадать, как публика встретит будущий фильм.

«Джокер», 2019

«Джокер» был сугубо личным проектом двух энтузиастов — постановщика Тодд Филлипса и артиста Хоакина Феникса. Студийные боссы из вежливости и уважения согласились финансировать затею, только вот потом принялись урезать бюджет все сильнее и сильнее — в надежде, что Тодд и Хоакин откажутся от этой идиотской затеи. Но эти двое не отказались и работали почти за бесплатно.
Лишь после «Золотого льва», полученного на Венецианском фестивале, студия поняла, что у неё все козыри на руках, и джокер тоже. В последний момент фильм бросились раскручивать изо всех сил.
«Касабланка», 1942

Работа над «Касабланкой» начиналась совершенно рутинно, для всех занятых сотрудников это был проходной конвейерный проект со средним бюджетом. К тому же это не экранизация бестселлера или бродвейской постановки. Хуже всего, что кино доделывалось в страшной спешке — надо было приурочить выход к одной важной политической дате.
Набрали самых недорогих доступных актеров — почти все были звездочками европейского кино, которые из-за войны остались без работы. Пожалуй единственным коммерческим решением стало увольнение Рональда Рейгана — вместо него призвали куда более кассового актера Хамфри Богарта.
Фильм окупился в прокате, хотя хитом не стал. Сюрпризом оказался «Оскар» в категории «Лучший фильм» (плюс еще два). И все же ушло еще очень немало лет, прежде чем «Касабланка» стала не просто классикой, но общепризнанным любимцем публики. Как у нас «17 мгновений весны».
«Особенности национальной охоты», 1995

Середина девяностых — худший период во всей истории русскоязычного кино. Снимали мало, снимало дешево, снимали плохо. А то, что в итоге снимали — того никто и не смотрел даже. При наличии видеомагнитофона в каждом доме, вдруг платить деньги за российское кино — за одну такую мысль тебя бы подняли на смех даже куры.
Сам режиссёр Александр Рогожкин не очень понимал, что снимает. С одной стороны вроде выходила комедия, а ведь по замыслу это было лирическое кино, которое бы увидели только несколько сотен человек на наших доморощенных кинофестивалях.
С фестиваля-то все и началось — «Особенности» заработали гран-при на «Кинотавре». А когда первые видеокассеты привезли на Горбушку, продавцы принялись раздавать кассеты своим друзьям со словами «это должен увидеть каждый!». Слава о фильме принялась стремительно разбегаться по закоулкам России.
«Безумный Макс», 1979

Австралийский постапокалипсис, снятый за 300 тысяч долларов никому неизвестными людьми. У такого кино никаких шансов. Даже монтаж и работу со звуком авторы доделывали у себя по домам — в 1979 году, безо всяких компьютеров! А для американского зрителя фильм пришлось переозвучить, чтобы убрать стремный австралийский акцент.