Живем как по писаному
Каждый из нас описывает то, что случается с ним и с теми, кто его окружает. В этом описании можно обнаружить интересные закономерности… и при желании что-то изменить. Но для начала следует понять, в каком жанре вы живете.
Когда вы рассказываете другим истории о себе и жизни, что вами чаще всего движет? Вы хотите рассмешить? Научить? Просто выговориться? Пожаловаться? Найти общее? Отделиться? Психодраматерапевт Ольга Малинина предлагает список из пяти жанров. Чтобы проверить, в каком из них развивается ваша жизненная история, задайте себе вопросы: каких рассказов в ней больше (комических, печальных, с трагическим исходом или с хеппи-эндом)? С моралью в конце, неоконченных? Вдохновляющих вас или разочаровывающих?
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС описывает борьбу главного действующего лица с роком, злом, тьмой. Он поднимает экзистенциальные темы: моральный долг, ответственность, судьба, жизнь, смерть.
Сюжет всегда завершается победой героя – реальной, если он выживает в схватке, или моральной, если умирает.
Примеры: «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя.
Жанр помогает выстоять в трудностях, преодолеть собственные слабости: сомнения, трусость, малодушие, увидеть в обыденном возвышенный смысл, утвердиться в своей правде, сделать решительный шаг. Когда мы обращаемся к этому стилю, у нас появляется четкость, ясность в понимании целей, в определении, кто друг и кто враг, нет сомнений и полутонов в объяснении происходящего.
Застревая в героическом эпосе, мы превращаем жизнь в постоянную борьбу. Мы ищем врага реального или мнимого для своих баталий, иногда и внутри себя – в виде собственных «аморальных» качеств и слабостей. Нас вдохновляют сложности и препятствия, так как они дают возможность совершить подвиг. Других мы делим на своих и чужих. Нам сложно увидеть многообразие человеческих характеров, их противоречивость, неоднозначность. Есть только белое и черное, да или нет, правда и ложь.
КОМЕДИЯ использует сатирический или юмористический подход, в котором специфически (не героически) разрешается конфликт. Она противостоит героическому эпосу, тут все наоборот. Комедия показывает, насколько абсурден, противоречив, непоследователен мир, объясняет, что не всегда стоит идти по героическому пути, есть и другие способы совладания с реальностью.
Сюжет. С главным персонажем происходят нелепые события, забавные и не очень, к которым он обычно не относится серьезно, как будто они случаются «понарошку». Герой комедии – жертва обстоятельств, он попадает в истории, а не создает их, события случаются сами и как будто втягивают его в калейдоскоп несуразных происшествий. Несмотря на это, проблемы главных действующих лиц благополучно разрешаются.