Иллюзия дефекта: 4 принципа общения с особыми детьми
Педагог и психолог Кристель Манске работает с детьми с нарушениями интеллектуального развития уже больше 40 лет. Ее необычный взгляд на подопечных — яркий, свободный от стереотипов — восстанавливает нашу собственную целостность и человечность.
Проблема
Умственно отсталые дети, с которыми я работаю, не рождаются такими, как предполагали раньше. Они такими становятся. Мы имеем дело… с одинокими детьми. Наше общество не желает их принимать. Родители это поняли. Воспитатели это поняли. Учителя это поняли. Врачи это поняли. Судьи это поняли. Дети это поняли. Каждый день они катят в гору камень предрассудков.
Эти дети выживают в холодных условиях социума, как ежик, который, сокращая клеточную активность до минимума, впадает в зимнюю спячку
Никто из нас не может выдержать каждодневного пренебрежения и безразличия со стороны общества, ничего не теряя при этом.
Советы
30 лет назад я впервые прочитала у Льва Выготского, что умственная отсталость носит социальный характер. Эта мысль была для меня настолько новой, что в нее трудно было поверить. Когда такие дети приходят к нам в институт в возрасте 1-2 лет, они превосходят все наши ожидания. Они красивые. Они ловкие. Они работают с полной концентрацией внимания на протяжении целого часа занятий, а то и двух. Они быстро учатся. К концу занятия ребенок устает физически, но его уставшие глаза блестят.
1. Не давать определение
Называя ребенка дауном, аутистом или гиперактивным, мы вешаем на него интеллектуальный ярлык, преграждая путь к исследованию его возможностей. Умственная отсталость и умственное развитие не являются природными категориями. Это деление — порождение человеческой культуры.