Красные линии Красного моря
Зачем хуситы обрушили мировую торговлю и как на это смотрит арабский мир
С начала военной операции Израиля в секторе Газа прошло три с половиной месяца. Сотни пропалестинских митингов в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Риме, Париже, арабских и африканских странах собрали миллионы людей, но так и не повлияли на подход западных стран к конфликту.
Удивительно, но мусульманский мир отреагировал более чем сдержанно. Вместе с увеличением числа погибших в результате израильской операции палестинцев росло и количество разгневанных граждан на улицах арабских городов, аватарок с флагом Палестины в соцсетях, но не более того. Даже ливанская «Хезболла» не перешла к масштабным боевым действиям. Большой войны на Ближнем Востоке не случилось.
Единственными, кто дерзнул открыто бросить вызов Израилю и стоящим за ними США, оказались повстанцы одной из арабских стран, Йемена. У них получилось нанести асимметричный, но чувствительный удар по одной из главных опор глобализации — мировой торговле.
Хуситы (по фамилии ныне покойного лидера Хусейна аль-Хуси) из военизированного движения «Ансар Аллах», контролирующего часть Йемена, пообещали атаковать суда, следующие в Израиль или из Израиля в районе южной части Красного моря, пока не прекратится война в Газе. С ноября 2023 года атаковано уже 27 кораблей; ни один из них не затонул, но мировые логистические компании стараются обходить Йемен стороной.
Прибытие флотилии из США, Великобритании и других стран не поколебало принципиальных хуситов. Зато кратно увеличило в районе Красного моря количество ракет, дронов, вертолетов, беспилотных катеров — всего, что так не любят страховые компании в области грузоперевозок. Западная коалиция нанесла ракетные удары по Йемену, в ответ хуситы пообещали атаковать уже американские и европейские корабли. Нефтяные танкеры теперь ходят вокруг Африки, а владельцы контейнеров присматриваются к наземным маршрутам. Почему йеменские хуситы оказались единственными среди арабов, кто не побоялся перейти от угроз к действиям и попробовал наказать Израиль за агрессию в секторе Газа? Как далеко может зайти ситуация на Ближнем Востоке из-за обострения в Красном море и как арабский мир смотрит на обрушенную хуситами логистику?
Йемен и его место в арабском мире
Девять лет назад, 12 апреля 2015 года, от побережья Йемена отчалил корабль ВМФ РФ «Приазовье». С его помощью сумели эвакуироваться 308 человек из самых разных стран мира, включая 45 россиян: на тот момент Йемен уже две недели бомбили, находиться в регионе было небезопасно. Два наших самолета приземлиться не смогли, и на помощь людям пришел морской флот.
Что касается причин бомбежки, то чуть ранее президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади сбежал в Саудовскую Аравию, заручился поддержкой королевства и дал формальное согласие на военную операцию против хуситов — шиитского движения «Ансар Аллах», выражающего интересы примерно трети населения страны.
«Арабская весна», прокатившаяся по Ближнему Востоку с января 2011 года, в очередной раз нарушила стабильность в регионе. Не сказать, что Ближний Восток отличается ею в принципе. Однако факт остается фактом: на месте относительно устойчивых, в том числе с экономической точки зрения, государств после «арабской весны» остались разодранные войной и отброшенные на десятилетия назад территории.
Про государства, и прежде испытывавшие внутренние проблемы, и говорить нечего: для них наступили новые Средние века. Для мировых СМИ конфликт в Йемене, одной из самых бедных и неспокойных стран, не представлял особого интереса и был периферийным, поскольку в отличие от Сирии и Ливии в вооруженных столкновениях там принимали участие лишь региональные игроки. Между тем гуманитарные последствия гражданской войны в Йемене были ужасающими: миллионы беженцев, сотни тысяч погибших… Международные структуры, в частности ООН, пытались вмешаться и усадить враждующие стороны за стол переговоров, но ничего не вышло: слишком запутанным оказался клубок внутрийеменских противоречий.
Без малого десять лет в Йемене не стихала гражданская война, приведшая к иностранной интервенции и фактически превратившая страну в failed state. Сейчас частью государства управляют хуситы: они контролируют западную часть, включая столицу Сану. На остальных территориях царит многовластие и действуют террористические исламистские группировки, юг страны и вовсе считает себя независимым. А формальный президент Йемена, Ришад Мухаммед аль-Алими, как и его предшественник, находится в Эр-Рияде. Иностранные посольства все эти годы дислоцируются там же, включая российское (впрочем, у нашей страны есть представительство в Сане).
Разделенная, слабо контролируемая территория с более чем 25-миллионным населением, находящаяся на пересечении мировых торговых путей и в центре региональных политических интересов, в которой можно творить все, что угодно? Где к тому же действует гигантский черный рынок оружия? Идеально, подумали бы американские аналитики, разрабатывая свои стратегии создания точек управляемого хаоса в разных регионах планеты. Но в Йемене, похоже, их опередили.
Ось сопротивления
Ближневосточные конфликты довольно часто сводят к простой формуле противостояния шиитского Ирана и суннитской Саудовской Аравии, либо Ирана и США через своих ближневосточных партнеров, либо Ирана с ворохом шиитских прокси против всех остальных. Степень вовлеченности Тегерана в те или иные ближневосточные процессы — вопрос дискуссионный, но стоит признать, что именно Иран сумел обратить хаос в регионе себе на пользу.