Иллюзия безопасности. Кто виноват в трагедии на трассе Тверь-Ржев
Чудовищная автокатастрофа, унесшая жизни 13 пассажиров микроавтобуса, — следствие того, что рынок перевозок находится в глубокой тени, а безопасность контролируется государством только на бумаге
Суд поместил под домашний арест директора «Трансавто» Алексея Морозова. Микроавтобус его компании попал в смертельную аварию на трассе Тверь-Ржев утром 5 октября. Выехав на встречную полосу, Ford Transit лоб в лоб столкнулся с автобусом «ЛиАЗ». Погибло 13 человек. Следственный комитет подозревает Морозова в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил, что «Трансавто» осуществлял «незаконные пассажирские перевозки под видом заказных». За это ухватились эксперты: жуткую автокатастрофу объясняют именно «нелегальностью» автоперевозчика. Что же, пресловутый «крайний» найден, но вывод кажется слишком поверхностным; из него совершенно не следует, что нужно делать, чтобы избежать подобных трагедий в будущем?
Закон суров, но есть нюанс
Сгоряча некоторые эксперты предлагают запретить заказные перевозки. К чему это приведет не стоит и говорить: транспортный коллапс на большей части территории России. Обратите внимание, что роковой рейс только юридически был заказным, а фактически на микроавтобусе был номер маршрута. То есть он был регулярным. Думаете, это единичная серая схема? Ничуть не бывало: так сегодня работают автоперевозчики по всей стране.
В погоне за безопасностью местные власти во многих регионах настолько усложнили организацию регулярных перевозок, перегрузив избыточными бюрократическими требованиями и штрафами коммерческие компании, что последние вынуждены либо уходить с рынка, распродавая парк, либо искать юридические лазейки. Одна из таких лазеек— оказание услуг населению с использованием «заказной» схемы. Обратите внимание, когда в следующий раз будете садится в маршрутку: под табличкой номера маршрута наверняка окажется наклейка «Заказной». Таким образом перевозчики уходят от издержек, идущих на удовлетворение бюрократического аппарата.