Алкогений: Геннадий Шпаликов
«В СССР нет выбора. Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают».
Поэт, бард, сценарист, он олицетворял собой дух советских 60-х. В «Заставе Ильича» и «Я шагаю по Москве» Шпаликов отразил идеалы своей эпохи, а в более поздних вещах — их трагическое крушение. Он создал полотна, которые помогают нам понять, что за люди жили в эпоху Хрущева и Гагарина, во что они верили, как любили. Но стать хозяином собственной судьбы Шпаликов не смог…
«Несбывшаяся жизнь, совершенное одиночество, лютая унизительная нужда» — так писала о нем поэтесса Белла Ахмадулина. И все это при кажущемся успехе: писал сценарии известных фильмов, сам был режиссером, выдал, как минимум, один всесоюзный шлягер («А я иду, шагаю по Москве»). Увы, большинство замыслов Шпаликов так и не осуществил: сценарии отвергались, роман лежал недописанным, а сборник стихов при жизни вообще не был издан.
При этом биография юного Гены Шпаликова вполне благоприятствовала карьере советского писателя. Он окончил Суворовское училище, писал стихи «под Маяковского». Не умел он лишь одного — идти на творческие компромиссы. Крах идей, воспетых им в картине «Застава Ильича», Шпаликов пережить не мог. Его поколение, начавшее творить в атмосфере оттепели, спустя несколько лет оказалось обречено на жизнь в подмерзшей стране. Кому-то из друзей Шпаликов незадолго до смерти сказал: «В СССР нет выбора… Или ты пьешь, или ты подличаешь, или тебя не печатают. Четвертого не дано». В довершение ко всему от Шпаликова ушла жена, так что пил он, по словам Петра Тодоровского, «как