Совесть для робота: как действуют алгоритмы добра и зла
Исследователи, разрабатывающие кибернетическую этику, обнаружили, что для начала им придется разобраться в этике обычной — человеческой.
Стремительное развитие технологий ставит человечество лицом к лицу с вопросами, которые еще недавно казались совершенно абстрактными. Вот, например, проблема вагонетки. Тяжелая вагонетка мчится по рельсам прямо к той точке, где на ее пути лежат пять человек (возможно, детей) — связанные и совершенно беспомощные перед неотвратимой угрозой. Вы можете перевести стрелку и пустить вагонетку по другому пути. Но там к рельсам тоже привязан человек — правда, всего один. Должны ли вы перевести стрелку? С одной стороны, пять невинных жизней явно больше, чем одна. С другой — кто вы такой, чтобы решать судьбу человека, которому, если бы не вы, вообще ничто бы не угрожало?
Ситуация щекотливая, но, к счастью, достаточно искусственная: не так уж часто нам поручают переводить железнодорожные стрелки, да еще и со столь серьезными последствиями. Когда в 1967 английский философ Филиппа Фут формулировала свой «парадокс вагонетки», никто не подозревал, что спустя всего полвека подобные вопросы придется решать не философам и богословам, а программистам.
Дело в том, что очень похожая задача возникает при проектировании автомобилей-беспилотников. На дороге возникла критическая ситуация, под угрозой жизни нескольких пешеходов, и спасти их можно только одним способом: направив беспилотный автомобиль в столб. При этом, скорее всего, пострадает пассажир. И снова пять пешеходов — это больше, чем один пассажир, и снова вопрос: кто дал бездушной машине право решать судьбы людей? Может, пассажир и сам бы мог рискнуть жизнью ради спасения ближнего, но своему беспилотнику он такой выбор доверить не готов. Он и так уже доверил ему собственную жизнь, и не для того, чтобы машина распоряжалась ею по своему усмотрению.