Цифровая корзина. Как магазины повышают продажи с помощью технологий
Британская сеть супермаркетов Tesco использует данные программы лояльности для рекомендации покупателям более здоровых продуктов, а в люксовом универмаге Saks Fifth Avenue продавцов оповещают, какие бренды предпочитает только что вошедший в магазин клиент
Розничная торговля всегда быстро реагировала на изменение потребительского поведения. Цифровые сдвиги напрямую касаются ретейлеров: легкость покупки из пожелания превратилась в требование. Прорывные инноваторы — те, кто с помощью технологий сглаживают неудобства, возникающие у клиента в процессе совершения покупки, — меняют правила игры и границы рынка. Компании, которые это понимают, инвестируют в использование и развитие технологий примерно 10 раз больше, чем среднестатистические ретейлеры. Так, Amazon вкладывает в новые технологии 12% от выручки, Alibaba — 11% (средний для отрасли показатель — всего 1-2%). По итогам 2017 года Amazon впервые попал в десятку крупнейших ритейлеров мира с точки зрения выручки, и это только начало. Что могут предпринять традиционные игроки розничной торговли, чтобы улучшить клиентский опыт и не потерять клиента?
По данным Google, более 50% потребителей уйдут с вашей интернет-страницы, если она грузится более 3 секунд. По оценкам Bain, более 80% клиентов знают, что компании используют их данные, и в обмен ждут более персонифицированного подхода в ценообразовании, в продукте, в опыте. Мобильными телефонами население Земли сейчас оснащено лучше, чем зубными щетками. Происходит цифровое изменение клиентского опыта.
1970-90-е стали эрой Walmart — компания первой стандартизировала использование операционной отчетности и описательной аналитики для повышения операционной эффективности и управления магазинами. Следующие две декады стали эрой клиента. Тон задавала Tesco: на основании данных сканеров и карт лояльности с помощью алгоритмов кластеризации и аналитики компания стала сегментировать потребителей, делать таргетированные промопредложения и т.д. В 2010-е наступила цифровая эра, и неслучайно лидером роста в ретейле стала технологическая компания Amazon. По мере развития облачных технологий, больших данных, искусственного интеллекта, прогнозной аналитики и машинного обучения возможности ритейлеров по изучению клиентов существенно расширились. Данные о посещениях и из социальных сетей позволили Amazon добиться персонификации клиентов и гибкого ценообразования, обеспечить рекомендации и отказаться от посредников. Следующий этап в развитии ретейла, возможно, станет эрой искусственного интеллекта.