Игра по-взрослому
Платформа Roblox зарабатывает в год сотни миллионов на детской аудитории. Но и дети, играя, учатся зарабатывать.
Когда Алексу Бинелло было тринадцать, он начал играть на сайте Roblox. Часами просиживал за симулятором Work at a Pizza Place или за 3D-развлечениями типа Down Hill Smash!, и они ему так нравились, что он решил разрабатывать собственные игры. Спустя 11 лет он разработал MeepCity на платформе Roblox, у которой в июле 2018-го было 15 млн посетителей. По оценкам Forbes, с 2016 года эта ролевая игра заработала для Бинелло миллионы. 23-летний разработчик никогда не учился программированию, а сегодня он нанимает креативного директора и шесть фрилансеров занимаются апдейтом его игры. «Roblox стал частью моей жизни, — уверяет он. — Можно сказать, я сам вырос на этой платформе».
Roblox — это комбинированная платформа для игр и социальных медиа. На ней доступны миллионы игр, в которые пользователи — большей частью дети и подростки — могут играть с друзьями, болтая и развлекаясь. Но примечательно, что владеющая ею компания не занимается сама разработкой, она лишь предоставляет инструменты и платформу, и дети сами могут сделать собственную игру. Особенно впечатляет то, как Roblox делает из своих юных пользователей армию начинающих предпринимателей. Они могут покупать и продавать игровые аксессуары и услуги, расплачиваясь валютой Robux, и эти виртуальные деньги, в свою очередь, можно обменивать на реальные: 100 «робаксов» продаются за 35 центов (а покупают игроки 100 «робаксов» за доллар). «Многие разработчики Roblox росли на этой платформе, — говорит Дейв Базуки, 55-летний основатель и CEO Roblox. — И многие из них уже начинают сами зарабатывать на этой же платформе».
Дети, как оказалось, весьма ловко придумывают игры, которые нравятся другим детям. По всему миру у Roblox более 70 млн уникальных посетителей в месяц. По данным comScore, пользователи в возрасте от 6 до 12 лет на Roblox проводят больше времени, чем на любом другом сайте в интернете. Среди тинейджеров (13–19 лет) он на втором месте, уступая сайтам Google, таким как YouTube. Результат: в прошлом году у компании был позитивный кэш-фло при оценочном доходе $100 млн (в этом году доход составит около $200 млн) и она получила $185 млн венчурных инвестиций при оценке порядка $2,5 млрд. Доля Базуки оценивается в $300 млн.
Рост компании отчасти связан с растущим числом игр, которые производятся на ее платформе: в месяц около 4 млн разработчиков создают около 1 млн игр в разных жанрах — от традиционных гонок и ролевых игр до популярной Jailbreak, сделанной в жанре «полицейские и воры», и симуляторов вроде Snow Shoveling Simulator и Work at a Pizza Place. На платформе развиваются и уникальные жанры вроде obby — усложненное прохождение препятствий. «Для юных разработчиков игр мы нечто вроде American Idol», — говорит Базуки.