Композитор Игорь Вдовин: «Было бы прекрасно, если бы музыка спасала от паники»
Игорь Вдовин написал музыку к первому сериалу Федора Бондарчука «Псих», а заодно появился в кадре. Пока мы продолжаем знакомиться с сюжетом, кинокритик и музыкант Ярослав Забалуев обсудил с композитором свободу самовыражения и раздражающую музыку в кафе
Игорь Вдовин начинал свой путь вокалистом группы «Ленинград», но вспоминать про это сегодня даже неловко. Много лет назад он резко сменил вектор деятельности, ушел от традиционной поп-культуры, став композитором широкого профиля. В его портфолио есть электронные эксперименты, он был одним из продюсеров альбома Земфиры «Вендетта», а несколько лет назад выпустил пластинку собственноручно сочиненных фортепианных прелюдий «24». В последние годы Вдовина постоянно слышим мы все: он успешный и самобытный кинокомпозитор, автор саундтреков к «Дуэлянту», «Вторжению» и многим другим картинам. Одной из последних его работ стала музыка к сериалу Федора Бондарчука «Псих», где Игорь Вдовин появился еще и в кратковременном, но ярком эпизоде, сыграв бывшего мужа героини Елены Лядовой. Мы решили обсудить с композитором этот актерский опыт и поговорить о музыке в кино вообще.
Первым делом не могу не спросить, как вы оказались в «Психе» не только за кадром, но и в нем?
Знаете, у меня есть такой фетиш, что ли — крошечные эпизодики в фильмах, над которыми я работаю. Помните, был такой герой у Пелевина в «Generation П», Азадовский? Неуместная, наверное, параллель, но тем не менее. В данном случае мой персонаж просто оказался на первом плане, поэтому меня видно. Но я делал это и раньше. Я делаю это исключительно для собственного удовольствия и из любви к дуракавалянию. Тем более, с практической точки зрения в этих вещах нет абсолютно ничего хорошего: надо причесываться, гримироваться — это довольно запарно. Но забавно. Тем более, с хорошими товарищами.
Я в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) повесил скриншот с вами, и тут же в комментарии пришел Константин Мурзенко, который только что завел себе аккаунт…
Господи!
…и заявил, что вы не только прекрасный композитор, но и замечательный артист.
(Смеется.) Это приятно. Я и у Кости, кстати, снимался в таком эпизоде много лет назад.
В «Апреле»? Я вас там не помню.
Нет-нет, это был фильм с Брашинским в главной роли…
«Тяжелый случай»?
Да, точно.
А в «Психе» ваш герой появится в следующих сериях? И как вы его выбирали?
Да я просто, когда читал сценарий, увидел, что есть такой яркий, но немногословный персонаж и сказал: «Вот это я». Больше его в кадре не будет, конечно.
А что-то большое хочется сыграть?
Да я боюсь, что мне не хватит навыков. Хотя… Наверное, да. Но ума не приложу, что это могло бы быть, так что планов таких нет.
Расскажите, как вы вообще выбираете кинопроекты, над которыми беретесь работать? Много ли таких предложений?
Предложений не сказать, что много, но они есть. Многое тут зависит от — как это называется? Горизонтальный нетворкинг? (Улыбается.) Часто знакомые приглашают, проще говоря. Случаются проекты, над которыми не получается работать, бывают такие, с которых я, поработав некоторое время, ухожу. В общем, все, полагаю, примерно как у всех.
А что должно быть в сценарии, чтобы вас зацепить?
Не знаю, сюжет, наверное… или интрига. Вообще, читка сценария — это не самое частое начало работы. Куда чаще меня зовут уже на этапе монтажа.
Чем вас заинтересовал «Псих»? Кроме гонорара и хорошей компании, конечно.
К «Психу» присоединился максимально рано — автор сценария прислала мне уже первую версию сценария, нулевой драфт. Дальше идея подвергалась апгрейду, становилась интереснее. Я увидел там историю современного Зилова — я вообще очень люблю «Утиную охоту» и «Отпуск в сентябре». «Псих», как мне кажется, тоже во многом об этой экзистенциальной тоске.