«Хочется поработать, поштурмить»: зачем и как приятели каждый год открывают магазин ёлок с оборотом в 15 млн рублей
Интернет-магазин хвойных деревьев «Господин Ёлкин» начинался с «офиса» в McDonald’s, арендованной машины вместо склада и 5000 рублей. В 2020 году он получает сотни заказов, выращивает деревья в питомниках, сотрудничает с «Самокатом» — и всё ещё работает только с друзьями.
Как всё начиналось
Вадиму Черникову 28 лет, он руководитель направления перформанс-маркетинга в стартапе Endel и наставник по digital-маркетингу в «Яндекс.Практикуме». Свой бизнес — интернет-магазин «Господин Ёлкин» — он открыл вместе с друзьями ещё в студенчестве.
В 2013 году Черников учился на экономиста в МГТУ имени Н. Э. Баумана. В это время его одногруппник пошёл учиться на курсы «Бизнес молодости» и хотел попробовать что-то своё. Он подключил к делу Вадима и других приятелей.
Это было в октябре, и мы решили попробовать сезонный бизнес — ёлки. У меня всегда было стремление сделать что-то клёвое, красивое, дружелюбное. Я пошёл изучать рынок и понял, что на нём нет никого, кто делал бы эмоционально-душевный бизнес.Большинство конкурентов были ёлочными базарами или фирмами-однодневками, которые открыли сайт-визитку, чтобы продавать деревья без какой-либо эмпатии по отношению к людям. Вадим Черников, совладелец интернет-магазина «Господин Ёлкин» совладелец интернет-магазина «Господин Ёлкин»
Друзья сделали одностраничный сайт в бесплатном генераторе, чтобы вести на него покупателей с помощью контекстной рекламы. Название «Господин Ёлкин» родилось на кассе магазина «Седьмой континент», когда друзья покупали сигареты, вспоминает Черников. Все пятеро приятелей стали совладельцами, один из них — Антон Першин — оформил на себя ИП.
Первый год работы
Друзья сразу вышли на конкурентный рынок: семь лет назад интернет-магазины Москвы уже доставляли деревья на дом. Поиск первого оптового поставщика и мониторинг цен у приятелей заняли полчаса.
Тогда они не знали, что из множества московских поставщиков на самом деле выращивают деревья не более 10, а остальные — просто перепродают. Ещё одной проблемой стало отсутствие у части поставщиков карантинных сертификатов на деревья.
В первый год мы приехали на склад к поставщику Сергею, дали ему 5000 рублей. Он посмотрел на нас с улыбкой и сказал: «Ну, ребят, я таких, как вы, по 40 в день обслуживаю. Идите вон с той кучки возьмите, что вам надо, и уезжайте». Вадим Черников, совладелец интернет-магазина «Господин Ёлкин»
В 2013 году начинающие предприниматели закупались в основном русскими ёлками и соснами по цене 300 рублей за дерево, а продавали их по 1500. Ещё взяли на пробу 10 пихт, которые продали по 3000 рублей за штуку.
Их закупочная стоимость складывается из роста дерева, его класса и стоимости перевозки из Дании, которая является основным поставщиком пихт в Европе, объясняет Черников.
После закупки деревьев друзья начинали их распаковывать и перебирать — они продаются в сетках, и оценить качество без распаковки невозможно. По опыту предпринимателей, на выходе можно продавать только 70% деревьев, а остальные 30% — брак, который потом утилизируют.
Партнёры работали парами и посменно. Одна пара занималась доставкой: в пять утра приезжала на закупку к поставщику, перебирала деревья и грузила их в машину, а после развозила заказы по адресам. Рейс завершался ближе к ночи. Черников вспоминает, что в тот сезон ему довелось водить двое суток без сна.
Вторая пара принимала заказы за ноутбуком в «Макдональдсе»: консультировала клиентов по телефону, составляла график доставок и координировала их маршруты к клиентам. В 2013 году друзья выполнили за месяц 120-130 заказов.
Первые 40% покупателей «Господин Ёлкин» привлёк с помощью контекстной рекламы в «Яндекс.Директе». А потом сработал эффект сарафанного радио, и остальные 60% клиентов сделали заказ по рекомендации. Это позволило сэкономить на рекламе и окупиться в первый же год.
Расходы на запуск
- Закупка деревьев и подставок — около 80 тысяч рублей.
- Аренда автомобиля — 25-30 тысяч рублей.
- Реклама — 20-30 тысяч рублей.
- Сайт, хостинг, сервис-конструктор — 2000 рублей.
Итоги продаж 2013 года
- Оборот — до 500 тысяч рублей.
- Прибыль — около 300 тысяч рублей, до 70 тысяч рублей на каждого.
- Средний чек — 3000 рублей.
Как «Господин Ёлкин» искал путь к покупателям
2014
В декабре следующего года, в самый разгар сезона, у партнёров возникли разногласия по поводу стратегии продвижения и привлечения клиентов.
Когда мы начинали работать, партнёр, который и был инициатором бизнеса, собирался наращивать маркетинговые бюджеты на «контекст» и оптимизировать расходы на всё остальное.Он выступал за технический процесс привлечения и бюджет под эти цели. А я настаивал на том, что верный путь — это идти через качество сервиса, чтобы добиться «сарафана», заработать доверие и построить бренд.Мы долго спорили, и в итоге он сказал, что сделает свой ёлочный бренд, и ушёл от нас. А мы остались и продолжили работать над нашим. Вадим Черников, совладелец интернет-магазина «Господин Ёлкин»
В этом же году у компании зародилась традиция передавать часть своей прибыли благотворительному фонду «Русь», который поддерживает многодетные и малоимущие семьи, а также собирать сладкие подарки от своих клиентов для подопечных фонда.
2015
Уже через год партнёры впервые арендовали склад. Для подготовки деревьев, приёма и доставки заказов понадобились свободные руки, и друзья подтянули в проект своих знакомых. Команда расширилась до семи человек.
2016
Компания поменяла стратегию продвижения: совладельцы перестали покупать контекстную рекламу и выбрали путь интеграций с блогерами и заведениями.
С тех пор у них есть пул постоянных партнёров: например, загородный отель «Болотов. Дача» в Тульской области и кафе Point, которым «Господин Ёлкин» привозит деревья по бартеру уже четвёртый год. В команде на тот момент работали уже девять человек.
2017
На следующий год команда выросла до 13 человек. Тогда же компания начала ставить деревья по бартеру в кафе и бары, которые раздавали флаеры со скидками на покупку в интернет-магазине. В разные годы деревья «Господина Ёлкина» можно было встретить в кофейнях «Даблби», LES, кафе Point, «Салют» и баре «Прогресс» и других заведениях.
2018
Интернет-магазин установил свой первый рекорд: за один день курьеры доставили более 100 заказов. В том же году интернет-магазин начал сотрудничать с ежегодной новогодней ярмаркой «Ламбада-маркет» в «Цветном» универмаге, где продавал свои деревья и декор. Над развитием «Господина Ёлкина» трудились 15 человек.
2019
В 2019 году «Господин Ёлкин» провёл ребрендинг и изменил свой визуальный стиль. В том же году партнёры арендовали второй склад и открыли свой корнер на «Ламбада-маркете», где за выходные продали товаров на 150 тысяч рублей. Также компания запустила пилотную оптовую поставку деревьев для сервиса «Самокат». В компании тогда работали 18 человек.
Операционные расходы
- Общие затраты — 4,2 млн рублей.
- Закупка сырья — 1,85 млн рублей.
- Логистика — 840 тысяч рублей.
- Зарплаты — 840 тысяч рублей.
- Расходники, аренда складов, налог и всё прочее — 630 тысяч рублей.
Итоги розничных продаж
- Выручка — 6 млн рублей.
- Чистая прибыль — 1 млн рублей.
- Средний чек — 3300 рублей.
- Количество заказов — 1800.
2020
«Господин Ёлкин» запустил оптовые продажи деревьев из питомников. Компания взяла в аренду на три года два засаженных деревьями участка: один — в Кирове, другой — в Перми. Их совокупная площадь — около 15 га. Там растёт около 10-12 тысяч елей и сосен.