Идол от бизнеса: как и зачем превращать главу компании в героя своего времени
Большинству культур близка идея супергероя, особенно они необходимы в момент безвременья. Однако бизнесу тоже нужны свои идолы: Цукерберг, Джобс, Дуров
Большинству культур близка идея супергероя, который наделен сверхъестественными силами, умом и отвагой. Эти качества помогают ему спасти мир. Особенно важны герои в условиях неопределенности, безвременья — не в этом ли секрет популярности супергероев Marvel? Однако бизнесу тоже нужны свои идолы: Цукерберг, Джобс, Дуров — как создаются такие яркие образы?
В техниках создания образа той или иной личности заложены инструменты для мифологизации человека, наделения его сверхспособностями, дополнительными личностными качествами. Причем совершенно необязательно, чтобы он ими обладал в реальности. Однако прежде чем бросить все силы на героизацию первого лица, нужно трезво оценить, нужно ли это компании, каким может быть потенциальный результат и риски.
Как рождается герой
В англосаксонском мире героем обычно становится человек с изначально неплохим стартом: выходец из хорошей семьи, имеющий статус, образование и достаток. Отличный пример — Барак Обама, который как на посту президента, так и после него получил статус практически святого от политики.
В России тенденция другая. Мы любим канонизировать выходцев из народа, которые добились успеха самостоятельно, хоть им чаще всего и сопутствовала в этом удача. Путь к счастью в нашей культуре тернист и предполагает преодоления и испытания, поэтому нашим героям практически не обойтись без компонента мученика. Павел Дуров — филолог, создавший крупнейшую в СНГ социальную сеть, хоть и потерял ее, но остался на коне. Скандал с блокировкой Telegram в России отлично показал: аудитория ждала от Дурова сверхспособностей, что он сможет противостоять государственной махине. История надолго обеспечила ему «презумпцию невиновности»: ему прощают и слухи о роскошной жизни, которая расходится с публичными заявлениями, и нелепые фото в соцсетях, и все остальное. И главное с точки зрения бизнеса: что бы теперь ни случилось с TON или Telegram — аудитория не сможет от него отвернуться.
Еще один пример — Олег Тиньков, чьи удачи и неудачи в бизнесе за последние 20 лет сделали его идолом. Любой негатив с его участием или им инициированный (например, громкая история с блогерами) быстро забывается. Кстати, в отличие от США, где от корпоративного героя требуется быть не только успешным бизнесменом, но и ролевой моделью в жизни, в России факты личной жизни супергероев не так важны: успехам порадуются, неудачам тоже, а на странности закроют глаза. Личная жизнь героев становится значимой, если герой переходит в разряд селебрити.