Рожденные воевать: лучшие ударные вертолеты мира
В начале 1950-х после окончания Корейской войны стало ясно, что современная армия немыслима без узкоспециализированных вертолетов с максимальными ударными возможностями, действующих над полем боя.
«Дедушкой» всех современных ударных вертолетов стал Bell-209, получивший армейское обозначение AH-1 Huey Cobra. В 1960 году американское оборонное ведомство поставило задачу создания специализированной «вертушки» огневой поддержки: с двумя членами экипажа (пилот и оператор вооружения), повышенной скоростью полета, по сравнению с обычными вертолетами, и укомплектованного пулеметами и неуправляемыми ракетами. Благодаря широкому использованию узлов и агрегатов от многоцелевого вертолета UH-1, фирма Bell уже к 1965 году разработала ударный AH-1, который в июне 1967 года начал поступать на вооружение и в том же году отправился во Вьетнам.
Именно вьетнамская война показала незаменимость ударных вертолетов при решении многих задач, с которыми не справились бы многоцелевые машины. Благодаря бронированию кабины экипажа и жизненно важных узлов AH-1 мог действовать непосредственно над полем боя, не опасаясь огня стрелкового оружия. При этом он сам мог наносить точечные удары, что не в состоянии были делать штурмовики и бомбардировщики.
Со временем появилось множество модификаций AH-1. Помимо армии он был призван служить на флот и до сих пор остается на вооружении многих стран. Несмотря на то, что основным ударным вертолетом армии США уже долгие годы является AH-64 Apache, наиболее совершенная модификация AH-1 – Viper, до сих пор несет службу в Корпусе морской пехоты.
Ответный удар
Использование американцами ударных вертолетов во Вьетнаме тщательно изучалось советскими специалистами. Новому типу винтокрылых машин и тактике их применения была дана высокая оценка, однако в СССР было свое видение. Наша «вертушка» должна была стать не только ударной, но и транспортной: своего рода, летающей БМП, способной не только нанести противнику огневое поражение, но и высадить десант.
В 1968 году началась работа по созданию вертолета Ми-24 (заводской индекс В-24), который, как и его американский оппонент AH-1 Huey Cobra, позаимствовал множество узлов и агрегатов у своего ближайшего родственника – Ми-8. Советские конструкторы изначально разрабатывали вертолет двухдвигательным, в то время как AH-1 несколько лет выпускался с одним мотором, что отрицательно сказывалось на его живучести.