Альтернативные факты: почему фейк-ньюс существуют и какие люди в них чаще верят
Соцсети и приложения используют различные приемы, чтобы привлекать людей и как можно дольше их удерживать. Среди прочего эту задачу помогают решать фейковые новости. Чем сильнее сообщения затрагивают вас эмоционально, тем выше вероятность, что вы дольше задержитесь в том месте, где вы их увидели и будете больше взаимодействовать с этой площадкой. Какие качества помогают отличить правду от лжи и почему недоверчивых людей проще обмануть, читайте в книге психолога Кристиана Монтага «Новые боги. Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу».
Интернетом по всему миру пользуются уже больше 5 млрд человек, и эта цифра растет. Существенная часть из них подписана на различные соцсети, а некоторые уже заметили за собой нечто, похожее на зависимость — или что проводят со смартфоном большую часть дня.
Бизнес-модель современных соцсетей устроена таким образом, что они зарабатывают больше, если у них много пользователей, которые подолгу находятся на их страницах и в их приложениях, совершая много действий и оставляя большой цифровой след. Для них — а также для некоторых государств и спецслужб — важно узнать как можно больше информации об этих пользователях.
Кристиан Монтаг, глава отделения молекулярной психологии Ульмского университета в Германии, много лет занимается исследованиями особенностей современного цифрового мира, его влияния на психологию людей, а также того, насколько психо-эмоциональные особенности человека определяют его поведение в сети. Например, в рамках своего исследования он обнаружил, что более невротичные люди склонны больше времени проводить в интернете и при этом подвержены повышенной тревожности.
Он также уверен, что именно технологические корпорации несут большую долю ответственности за то, что у многих современных людей появилась зависимость от контента, а неприкосновенности частной жизни и терпимости к другому мнению стало меньше. Кроме того, предварительная фильтрация контента соцсетями ведет к тому, что человек все реже сталкивается с мнением, отличным от его собственного, зато постоянно находится в эхо-камере, где снова и снова находит подтверждение уже имеющейся у него картины мира.
В своей книге «Новые боги. Как онлайн-платформы манипулируют нашим выбором и что вернет нам свободу», которая выходит летом в издательстве Individiim, Монтаг рассказывает, почему мы теряем ощущение времени, когда прокручиваем новостные ленты, как разработчики приложений и соцсетей играют на нашем страхе упущенных возможностей, как техногиганты используют особенности психологии для контроля над пользователями и что можно сделать, чтобы сбросить с себя эти оковы. «Как это ни печально, — пишет Монтаг, — мы можем констатировать, что повсеместное использование бизнес-модели данных и механизмов слежки за людьми подорвало изначальную идею социальных медиа — способствовать здоровому общению между людьми и живому обмену мнениями во имя совершенствования общества».
Forbes публикует отрывок из книги, посвященный фейковым новостям.
Фальшивые, или фейковые, новости — серьезная проблема для многих социальных сетей. Особую тревогу вызывает то, что такие новости разлетаются гораздо быстрее, чем настоящие. В ходе исследования Соруша Восауи и его коллег выяснилось: правдивым сообщениям в Twitter требуется в шесть раз больше времени, чтобы достичь отметки в 1500 читателей. Дональд Трамп и компания называют фейки альтернативными фактами. А я бы назвал это наглой попыткой манипулировать людьми с помощью лжи.