Художник-абстракционист Алексей Ваулин — о том, как понять современное искусство

СНОБКультура

Художник-абстракционист Алексей Ваулин: Искусство — материя, которая не терпит категоричности

Современное искусство зачастую шокирует, привлекает, оставляет в недоумении и вызывает трепет у неподготовленного зрителя. Художник-абстракционист Алексей Ваулин рассказал «Снобу» о том, как понять современное искусство, чем определяется успех художника, как отличить искусство от неискусства и о тенденциях в развитии этой отрасли

Беседовал Алексей Черников

1.jpg
Алексей Ваулин. Фото: предоставлено из личного архива

Вы учились в Российской государственной специализированной академии художеств. Чему вы там научились? Как вы сейчас вспоминаете то время?

Я закончил три учебных заведения: художественную школу, Академическое училище памяти 1905 года и Академию. В Академию я пришел уже полностью подготовленным художником. В институте преподавали великолепные педагоги — Олег Николаевич Лошаков и Игорь Попов. Они были продолжателями традиций Ильи Машкова и Архипа Куинджи. Во время учебы у них для меня важнее всего было изучить законы классической живописи, находиться в интеллектуальном и концептуальном контакте с самой традицией и ее носителями. Но все-таки, по-моему, для художника основной институт — это сама жизнь. 

Где можно увидеть ваши работы в России и в мире? Какие выставки проходят сейчас и где планируете выставляться в ближайшее время?

На данный момент у меня проходит выставка в Русском музее, в Мраморном дворце. Скоро будет открыта еще одна выставка в Санкт-Петербурге, в галерее Arts Square. Параллельно у меня готовятся несколько проектов в Красноярском музее, в Нижнем Новгороде и даже в Китае. Я выставляюсь по всему миру — в Панаме, Канаде, Испании, Италии, Франции, странах Латинской Америки. Планируются выставки в Объединенных Арабских Эмиратах и в Саудовской Аравии. Сейчас мои работы можно увидеть в галереях Москвы, в частности в P.S. Grig Art, которая стала моим эксклюзивным представителем. Основатель этой галереи — Ксения Григорян — мой давний помощник в организации различных выставок.

На чем основан ваш стиль?

Я художник-абстракционист. На языке искусствоведения мой стиль называется «абстрактный экспрессионизм» или «лирический абстракционизм». Но это только слова. А суть в том, что я занимаюсь научной абстракцией и абстракцией, основанной на углубленном понимании больших пространственных соотношений и больших цветовых систем. Я уверен, что цвета и объемы, которые я отыскиваю в пространстве, позволяют людям становиться лучше.

Чьи работы — современных художников или классиков — нравятся вам и, возможно, на вас повлияли?

Это прозвучит необычно, но я продолжаю традиции и русского авангарда, и русской реалистической школы живописи. В связи с этим моими учителями выступают одновременно Василий Кандинский и Казимир Малевич, Архип Куинджи и Илья Машков. Мои любимые художники помимо названных — Пьер Сулаж и Ансельм Кифер. Василий Кандинский учит меня лирике, Казимир Малевич — построению композиции, а Пьер Сулаж — разбору цвета, преимущественно черного. 

В какой-то момент ваши работы стали более «реалистичными», вы стали прибегать к вещественным, узнаваемым формам. Как менялся ваш стиль? От чего зависели его перемены?

Полагаю, пластические формы моих картин изменились после пандемии. Я пишу большими сериями и не всегда четко разделяю свое творчество на более или менее реалистические работы, доверяя эту задачу зрителю. Но условно можно выделить четыре этапа: во время учебы я продолжал реалистическую школу, писал узнаваемые конкретные пейзажи, портреты, натюрморты, потом я пошел в чистую абстракцию, писал космос, исследовал тему добра и зла, передавал предельные эмоциональные состояния, а после этой большой глубокой серии я вернулся к «жизни», для меня стали важны земные вещи: красота, женщины, еда, природа, городские виды… Я называю этот период «дольче вита». После этого периода я придумал новый вид живописи — углубленную, или знаковую, абстракцию. Она обрела у меня плотность, знак, и именно эти абстракции стали интересны современным коллекционерам. Сейчас я пишу абстрактные внутренние портреты-символы — символ доброты, символ России... Я считаю, что сегодня Россия должна транслировать вечные ценности, одухотворять мир, учить мир красоте, в том числе и правильным отношениям между людьми. А в последних моих работах, написанных акварелью, я размышляю о религиях, провожу мосты от разных религий друг к другу, исследую их. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
Почему мы так любим кино про недалекое прошлое: 4 причины Почему мы так любим кино про недалекое прошлое: 4 причины

Что стоит за любовью россиян к фильмам про прошлое?

Psychologies
Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка» Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка»

Отрывок из городского фэнтези в российской провинции «Неваляшки»

СНОБ
Toyota Stout. Выпустит ли японская компания конкурента Ford Maverick и Hyundai Santa Cruz? Toyota Stout. Выпустит ли японская компания конкурента Ford Maverick и Hyundai Santa Cruz?

Ходят слухи, что Toyota работает над новым компактным пикапом

4x4 Club
Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования

Государство хочет установить правила регулирования работы маркетплейсов

Forbes
Узоры Поволжья Узоры Поволжья

Небольшая Республика Марий Эл в основном известна своей столицей

Отдых в России
Страшно? Не бойтесь! Как наш мозг обманывает тело Страшно? Не бойтесь! Как наш мозг обманывает тело

Почему мы боимся смерти?

Psychologies
Между «Севером — Югом» и «Западом — Востоком» Между «Севером — Югом» и «Западом — Востоком»

Потенциал развития сельского хозяйства Самарской области

Агроинвестор
Датский кинорежиссер Мартин Сковбьерг: Если мы не переосмыслим суть привилегированности, то чувства многих останутся проигнорированы Датский кинорежиссер Мартин Сковбьерг: Если мы не переосмыслим суть привилегированности, то чувства многих останутся проигнорированы

Режиссер Мартин Сковбьерг — о губительных социальных нормах и Копенгагене

СНОБ
Пора на дачу — грядки полоть! 5 причин, почему работать в огороде полезно для здоровья Пора на дачу — грядки полоть! 5 причин, почему работать в огороде полезно для здоровья

Садоводство — настоящая тренировка для ума и тела, если правильно им заниматься

ТехИнсайдер
Длительную контрацепцию на основе вирусного вектора испытали на кошках Длительную контрацепцию на основе вирусного вектора испытали на кошках

Биологи предлагают использовать антимюллеров гормон для контрацепции кошек

N+1
Секреты салонного маникюра, о которых все молчат: что скрывают нейл-мастера Секреты салонного маникюра, о которых все молчат: что скрывают нейл-мастера

Ты пересмотришь свое мнение о домашнем маникюре, узнав, что происходит в салонах

VOICE
5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач 5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач

Как избавиться от проблем с дыханием и не «подсесть» на капли для носа

VOICE
4 типа сандалий, которые не стоит носить этим летом, и чем их заменить 4 типа сандалий, которые не стоит носить этим летом, и чем их заменить

Не все сандалии одинаково полезны

VOICE
Вниманию шопоголиков Вниманию шопоголиков

6 уловок в магазинах одежды, на которые мы часто попадаемся

Лиза
Ученые впервые увидели свет древнейших галактик, родившихся через миллиард лет после Большого Взрыва Ученые впервые увидели свет древнейших галактик, родившихся через миллиард лет после Большого Взрыва

Само собой разумеется, что вокруг квазаров могут быть галактики

ТехИнсайдер
Каннибализм и насилие: в чем обвиняли актера Арми Хаммера Каннибализм и насилие: в чем обвиняли актера Арми Хаммера

Конец затянувшегося скандала вокруг Арми Хаммера

Forbes
Пряности Пряности

Пряности, без которых немыслима не только французская, но и многие другие кухни

Здоровье
Встречи только для секса: что нужно знать — 4 правила безопасности Встречи только для секса: что нужно знать — 4 правила безопасности

Зачем люди ищут партнеров только для интимных встреч?

Psychologies
Медовые маски и патчи из огурцов: почему народные средства не помогут вашей коже Медовые маски и патчи из огурцов: почему народные средства не помогут вашей коже

На что нужно обращать внимание, выбирая косметику?

Psychologies
«Осьминоги, каракатицы, адские вампиры» «Осьминоги, каракатицы, адские вампиры»

500 миллионов лет истории головоногих моллюсков

N+1
Бессмысленно и бестактно: почему не стоит советовать женщинам выходить замуж Бессмысленно и бестактно: почему не стоит советовать женщинам выходить замуж

Могут ли женщины состояться в жизни, не выходя замуж?

Forbes
Откуда взялся мем про 40 кошек: ни одна женщина не обидится на эту шутку, если узнает ее происхождение Откуда взялся мем про 40 кошек: ни одна женщина не обидится на эту шутку, если узнает ее происхождение

Почему считается, что у сильной и независимой женщины должно быть 40 кошек?

VOICE
Можно ли заработать на инвестициях в музыкальную индустрию Можно ли заработать на инвестициях в музыкальную индустрию

Какими знаниями нужно обладать и сколько времени и денег придется вложить?

РБК
Михаил Уржумцев Михаил Уржумцев

Михаил Уржумцев уже 30 лет пишет новейшую историю модной индустрии страны

Собака.ru
«Цель любого экосистемного продукта — дать максимальную синергию банку» «Цель любого экосистемного продукта — дать максимальную синергию банку»

О том, какие направления развития банковского дела перспективны, а какие — нет

Деньги
Главы государств, которые до вступления в должность успели побывать в тюрьме Главы государств, которые до вступления в должность успели побывать в тюрьме

Девять правителей, отбывших тюремный срок до срока президентского

Maxim
Режиссер Борис Хлебников — Forbes: «Осуждение другого — самая глупая позиция» Режиссер Борис Хлебников — Forbes: «Осуждение другого — самая глупая позиция»

Борис Хлебников — о том, почему нельзя никого осуждать

Forbes
Зона бикини Зона бикини

Удаление волос – настоящее испытание для кожи

Лиза
«Может шить, готовить, говорить»: о чем писали поэтессы второй половины ХХ века «Может шить, готовить, говорить»: о чем писали поэтессы второй половины ХХ века

На протяжении долгого времени голоса женщин в литературе были почти не слышны

Forbes
Открыть в приложении