Хрупкая надежда на свободу: почему в Гонконге миллионы людей выходят на протесты и к чему это приведет
Антиправительственные демонстрации в Гонконге начались весной и стали по-настоящему масштабными этим летом – на улицы выходили тысячи, сотни тысяч, а потом и миллионы горожан. По оценкам правозащитников, в середине июня на одну из протестных акций вышли 2,2 миллиона человек, при этом население Гонконга составляет 7,4 миллиона. Помимо внушительных цифр протесты отличаются нарастающей сплоченностью и организованностью. Esquire разобрался, почему протесты достигли таких масштабов и к чему они ведут.
С чего все начиналось
Точкой невозврата стала попытка властей принять закон об экстрадиции, позволяющий выдавать другим странам и территориям гонконгцев, нарушивших закон за пределами своего государства. Это значит, что подозреваемых в совершении преступлений можно будет передавать по запросу в Макао, Тайвань, а также в материковый Китай, где судебная система отличается непрозрачностью и разрешена смертная казнь.
Власти утверждают, что поправки в законодательстве необходимы, чтобы устранить лазейки и бороться с преступностью более эффективно. Речь идет о конкретном резонансном деле: в феврале 2019 года 20-летний парень из Гонконга убил в Тайване свою беременную подругу, однако успел вернуться в свой город до того, как полицейские обнаружили тело. Предстать перед судом Тайваня ему помешало отсутствие соглашения об экстрадиции, а в Гонконге его смогли лишь привлечь к ответственности за старый инцидент с мошенничеством.
Противники закона об экстрадиции уверены, что это дело об убийстве — лишь формальный повод, маскирующий настоящую причину — стремление КНР жестче контролировать Гонконг. Протестующие не сомневаются, что поправки позволят «в рамках закона» преследовать тех, кто критикует власти Китая.
Участники протестных акций считают одним из примеров преследования властей КНР неоднозначную ситуацию с книжными магазинами в автономном регионе Гонконг. На фоне популярности независимых книжных с 2015 года в Гонконге стали чаще пропадать поставщики оппозиционной литературы. У многих загадочных исчезновений общий исход — по возвращении владельцы магазинов немедленно прекращали распространять запрещенные книги.
Развитие конфликта
Поначалу протесты носили исключительно мирный характер, а полицейские действовали сдержанно и не применяли силу. Однако с нарастанием напряжения и отказом властей идти навстречу митингующие перешли к более решительным действиям. С июля они начали громить правительственные здания, в том числе парламент, перекрывать дороги и мосты, блокировать аэропорты и метро. Местные СМИ сообщают, что несколько гонконгцев покончили с собой в знак протеста против закона об экстрадиции.