Кровь — не водица. Как генеалогия из модной забавы стала серьезным бизнесом
Составление родословных вошло в моду, за которую готовы платить, а увлечение происхождением превратилось в устойчивый тренд. На волне интереса к генеалогии уроженка Ростова Виктория Салтыкова построила бизнес с выручкой в 20 млн рублей. Почему люди обращаются к своим корням, что их побуждает на поиски прошлого?
Революция 1917 года, приход к власти коммунистов, Гражданская война и репрессии вынуждали многих соотечественников уничтожать любые данные, документы, фотографии и скрывать от родственников обстоятельства истории и происхождения семьи — слишком велик был шанс, что эти сведения окажутся роковыми.
Сама генеалогия в СССР была фактически запрещена как буржуазный пережиток, возродившись лишь после распада Советского Союза. Теперь колоссальный интерес к прошлому становится все более заметным в нашей стране и распространился на широкую аудиторию. На волне этого интереса 26-летняя предпринимательница Виктория Салтыкова основала «Проект Жизнь» — центр восстановления истории семьи и генеалогического поиска. Стартап возник в 2015 году как сервис, с помощью которого можно сохранить и отследить семейную и родовую истории. В компании занимаются детективно-архивным делом, составляют родословные, пишут на заказ книги о жизни, снимают видеомемуары и даже делают ДНК-тесты на этническое происхождение.
«Когда генеалогия только приходила в Россию в конце 1990-х, вопросами происхождения интересовались в основном люди более старшего возраста, которые уже многого добились в жизни, сформировали капитал и могли позволить себе такие поиски. Порой это были «малиновые пиджаки», заказывающие себе родословные и гербы, но они подхватили новое веяние — желание восстановить генеалогическую память», — рассказывает Виктория Салтыкова.
В 2016 году «Проект Жизнь» вошел в топ-5 стартапов по итогам конкурса StartUp Wars и победил в номинации «Лучший проект в сфере социального предпринимательства» в конкурсе «Предпринимательский прорыв года» бизнес-школы «Сколково» и фонда Zimin Foundation. Выручка компании в 2018 году составила 20 млн рублей, а в 2019 году Салтыкова ожидает ее двукратного роста.
Меморандум личности
Поиск самоидентичности — так объясняет Салтыкова необычайный интерес к происхождению и к истории предков среди молодых людей: «Есть очень много факторов, которые нас унифицируют. Мы читаем одни и те же книги, ходим по тем же сайтам, получаем похожее образование, непрерывно занимаемся саморазвитием и хотим хоть чуть-чуть сделать мир лучше, интересуемся похожими вопросами — все это создает ореол похожести».
Из опыта проведения школьных уроков мы выяснили, что 70% детей не знают имен своих бабушек и дедушек. А в более старшем возрасте знание генеалогических цепочек, последовательностей, причинно-следственных связей дает понимание, почему человек оказался в определенных реалиях, почему у него сформировался именно такой взгляд на мир, что он может оставить миру после себя. Не бывает человека, оторванного от всей своей истории, уверена Салтыкова: «У нас сейчас появился новый сегмент успешных думающих людей, которые уверены, что знания об истории рода дадут более широкий контекст понимания ситуации и помогут в бизнесе. Я вижу, что для топ-менеджеров, для предпринимателей важно сформировать собственный фундамент, сформировать систему целей и ценностей самого себя, меморандум личности».
От мемуаров до ДНК-тестов
Сейчас «Проект Жизнь» предлагает несколько видов различных услуг: и написание мемуаров и родословных книг на заказ, восстановление семейных архивов, создание и разработка дизайна гербов и монограмм, ДНК-тесты на этническое происхождение.
Но основная услуга — это генеалогическое исследование, восстановление многовековой истории рода, основанное на детективно-архивном исследовании. Оно составляет 60% от всего портфеля компании.
В год проводится около 100 генеалогических исследований, и в среднем подобная экспертиза длится три месяца и включает в себя поиск по XIX и XX веку. Такая работа стоит 240 000 рублей. По итогам расследования клиент получает 200–300 листов с подробным описанием по четырем фамильным ветвям, генеалогическое древо до 1900 года (+/-20 лет) и большую семейную презентацию.