Хейтвотчинг: почему мы смотрим на вещи, которые нас очень раздражают
Понятие хейтвотчинга — так называют потребление вызывающего отрицательные эмоции контента, — появилось еще в конце нулевых. Поначалу оно использовалось в соцсетях только в контексте просмотра телешоу, но по мере развития цифровых технологий этот термин проник и в новые сферы и даже обрел разные формы. Вместе с психологами Forbes Life разбирался, каким бывает хейтвотчинг, почему люди продолжают смотреть и читать то, что им не нравится, и может ли такое поведение нанести вред ментальному здоровью.
Широко о хейтвотчинге (от английских слов hate (ненависть) и watch (смотреть), — Forbes Life) заговорили в 2012 году, после выхода в The New Yorker статьи кинокритика Эмили Нассбаум. В рецензии журналистка описывала свой опыт просмотра телесериала «Smash», который снискал огромную популярность у американской аудитории, несмотря на большое количество недостатков вроде плохой актерской игры и непродуманного сюжета. «Зачем мне смотреть шоу, которое сводит меня с ума? На каком-то уровне я, вероятно, даже получаю от него удовольствие», — признается Нассбаум.
Впрочем, такое понимание хейтвотчинга в масс-медиа скорее ошибочно: если потребление контента все-таки приносит какие-то положительные эмоции, то правильнее будет отнести его к «guilty pleasures», или постыдным удовольствиям. Более точное объяснение дает Чарли Джейн Андерс, писательница и одна из редакторов Gizmodo. «Хейтвотчинг — это не скрытое удовольствие или наслаждение. Речь идет о том, что что-то настолько ужасно или противоположно всему, что нам дорого, что вы не можете перестать наблюдать за этим. Хейтвотчинг становится особенно ярким, когда объект наблюдения — то, что нам раньше нравилось или ассоциируется с тем, что мы любили», — пишет Андерс. Похожий феномен был показан в шестом сезоне «Черного зеркала» в эпизоде «Джоан ужасна»: главная героиня включает телесериал, сюжет которого построен на реальных событиях из ее жизни, и не может перестать его смотреть, несмотря на то, что ее действия и она сама представлены в гораздо худшем свете, чем они были на самом деле.
С развитием цифровых технологий менялось не только потребление контента, но и сам формат хейтвотчинга. Если в нулевых и десятых речь больше шла именно о фильмах и сериалах, которые шли в телеэфире, то теперь к ним добавились стриминговые сервисы и социальные сети, а само «наблюдение» стало подразумевать под собой теперь уже не только просмотр, но и, к примеру, подписку и чтение постов людей, которые по той или иной причине вызывают у нас негативные эмоции. Некоторые специалисты даже дают такому явлению отдельное название — «хейтфолловинг», которое по сути не меняет смысла хейтвотчинга, а всего лишь уточняет тот способ, которым мы потребляем контент.
Об этом говорит и преподаватель Института психотерапии и клинической психологии, специалист психологической платформы Alter Екатерина Антюфьева: «Помимо хейтвотчинга, выделяют также хейтридинг — чтение книг, журналов, сайтов, которые нам не нравятся, и даже хейтлисенинг — прослушивание музыки или подкастов. Но сейчас, когда мы большую часть времени проводим в соцсетях, хейтвотчинг чаще всего приобретает форму регулярного наблюдения за жизнью публичных людей, вызывающих неприязнь, просмотра видеоконтента блогеров, которые нас раздражают, на YouTube и других платформах».
Злимся, но продолжаем смотреть — зачем?
На первый взгляд хейтвотчинг кажется нелогичным — куда проще избежать контакта с объектом, вызывающим отрицательные эмоции, чем продолжать соприкасаться с ним. Клинический психолог Екатерина Антюфьева приводит три причины, почему люди могут продолжать потреблять неприятный им контент, а также описывает, каким именно образом они могут это делать: