Пазл Кристофера Нолана. Из чего состоит кино режиссера-визионера
В мировой прокат вышел новый фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер», рассказывающий о жизни отца атомной бомбы. Нолан — редкий режиссер, который из раза в раз поражает публику сложными сюжетами и яркими визуальными приемами. О том, как его кино связано с нуарными детективами и самыми первыми фильмами в истории, — в материале «Сноба»
Один из самым популярных американских режиссеров, родившийся в Великобритании, Кристофер Нолан снимает «большое» кино о путешествиях людей во времени и пространстве. За годы успешных сборов в прокате, его фигура обросла армией ярых фанатов, называющих автора главным «визионером» современности. Если посмотреть на его работы, выпущенные в 2000-е годы и 2010-е годы, то место Нолана в контексте истории кинематографа становится очевидным. Он режиссер-фокусник, умеющий филигранно работать с технологиями и грамотно использовать киноприемы. В его картине «Престиж» (2006) иллюзионист в исполнении Хью Джекмана показывает, что для работающего фокуса с исчезновением птицы много не надо: жизнь бедного животного и ловкость рук. Кристофер Нолан ни чьими жизнями не жертвует, зато с большим удовольствием применяет сложные монтажные техники и использует всю мощь компьютерной графики, чтобы снова и снова удивлять публику.
Время назад
История кинематографа корнями уходит не только в театр, живопись и литературу, но и в цирковое искусство. Многие фильмы пионера кино Жоржа Мельеса (1861–1938) построены на простых трюках с исчезновением и появлением человека, уменьшением и увеличением объектов. Постепенно спрос на трюковые ленты Мельеса спал, зрители привыкли к один и тем же «чудесам», а потому не удивлялись, когда артист исчезал в густом облаке дыма.
Детективы Кристофера Нолана наполнены теми же приемами, которые активно использовал Мельес. В его предпоследней картине «Довод» (2020), где главный герой путешествует во времени, чтобы остановить конец света, простейший эффект перемотки кадров производит большое впечатление. Все потому, что на экране одновременно совмещаются два изображения, движущиеся в противоположные стороны. Вместе с ними в движение приходит и хронология событий произведения. Похожий сценарный «ракоход» Нолан применил в «Мементо» (2000), где Леонард Шелби (Гай Пирс) страдает от сильной амнезии и пытается отомстить убийце жены, которого он уже убил год назад. Прием «перемотки» в меньшем масштабе Нолан использует в финале «Интерстеллара»: находясь в черной дыре, астронавт посылает дочери в прошлое сигнал о методе спасения будущего.