Группа Fire Granny — о текстах Хармса, побеге от реальности и театре
12 января группа Fire Granny даст в клубе «16 тонн» большой сольный концерт. По такому случаю мы решили познакомиться с ее участниками — двумя театральными артистами и одним редактором.
Удержаться во время разговора с участниками группы Fire Granny от смеха (если не сказать от хохота) — задачка не из легких. Театральный режиссер и актер Алексей Золотовицкий, актер Александр Золотовицкий и редактор Олег Гурин на вопросы отвечают серьезно, но в перерывах шутки отсыпают щедро. То же и на концертах: обаяния этой развеселой троице не занимать, так что любой, оказавшийся на выступлении, уже через несколько минут неизбежно начинает одобрительно притоптывать ногой. Соединяя буги-вуги, блюз и рок-н-ролл с поэтическими текстами в выразительном диапазоне от Даниила Хармса до Дмитрия Данилова, группа не отказывается ни от долгих соло на губной гармонике, ни от традиций американского стендапа, так что паузы между композициями заполняются номерами-импровизациями Алексея Золотовицкого. И вот вы как будто уже не в сегодняшней Москве, а в одном из прокуренных и тесных американских баров середины прошлого века. Таком, где мечтает оказаться каждый любитель ритм-н-блюза.
— Давайте начнем с разговора о текстах и их выборе. Как выбор материала происходит у вас: коллективно или приходит кто-то один и говорит: «Я хочу, чтобы это стало песней»?
— Алексей Золотовицкий: Раньше это был только я. Все наши старые песни написаны мной — исключительно на английском, потому что казалось, что английский текст дает тебе больше свободы, особенно в такой олдскульной музыке, как у нас. В последнее время мы ищем тексты современных поэтов. Наша новая песня — на текст Дмитрия Данилова. Я просто обожаю Данилова, он офигенный. И мы с ним списались, сказали, что хотим сделать песню.
— А вы как режиссер не хотите поставить спектакль по одной из пьес Дмитрия Данилова?
— Алексей Золотовицкий: Очень хочу, но никто не берет, потому что по всей Москве уже идет десять «Человеков из Подольска», и все ждут новую пьесу, хотя даже ее уже зарезервировал «Современник». Мы все трое — фанаты этого драматурга. И стихов, и прозы. Возвращаясь к разговору о том, как у нас появляются тексты. Сейчас их приношу я, и мы с Сашей и Олегом смотрим, как стихи ложатся на музыку. Если слияния не происходит, мы этот текст откладываем и ищем другой. Стихи всегда чужие, потому что мои собственные мне не нравятся. А так уже есть написанный материал, в котором есть смысл, который нравится нам всем, и ничего с ним делать, заниматься его изменением, не надо. Это очень крутые стихи.
— Получается, писать на английском вам легче, чем на русском?
— Алексей Золотовицкий: Да, потому что ты чувствуешь себя защищеннее и свободнее, потому что музыка, которую я всегда много слушал — всякие блюзы и джазы. Там просто старые необразованные негры поют на очень плохом английском. В общем, это мне легко повторить и легко и нравится петь, а вот серьезный текст на русском языке пока что написать сложно. Хотя, конечно, все мы писали в 16 лет стихи. И это было странно. И немножко стыдно. (Смеется.) Но это не значит, что мы не любим русский язык. Наоборот. Этот пиетет возникает, возможно, из-за того, что родной язык чувствуешь больше. И из-за этого все мы острее ощущаем фальшь.
— Сегодня многие группы сами придумывают и снимают свои видео. Учитывая, как тесно Fire Granny связана с миром театра, не возникало ли у вас желания тоже забрать это в свои руки?
— Алексей Золотовицкий: Если говорить обо мне, то я именно театральный режиссер. И мне кажется, что режиссер в театре, кинорежиссер и даже режиссер клипов — это три разных профессии. Объясню на примере: мне очень нравятся клипы Little Big, которые они как раз придумывают сами, но какой у них принцип? Куча очень красивых, прикольных картинок, которые связаны какой-то темой. Или не связаны. В театре такое не всегда возможно. В работе над видео должна быть какая-то особая форма мышления, поэтому пока что я чувствую, что один бы я не справился: мне сложно придумывать эти клипы. Полтора часа на сцене почему-то легче даются, чем две минуты видео.
— Александр Золотовицкий: Я тоже пока не совсем понимаю, как это все должно работать. Когда мы снимали последнее видео, то сами придумали его идею, а потом позвали наших хороших друзей, которые уже руководили всеми процессами. А еще, конечно, мы сталкиваемся с тем, что, придумывая что-то, всегда должны помнить о возможностях. Мы снимаем эти видео на свои деньги, на деньги от каких-то выступлений, корпоративов. И не всегда и все можем себе позволить. Так что важная часть процесса — это организация. Все продумать заранее, всех позвать, чтобы была четкость.