Киберспорт гораздо раньше, чем ожидалось, становится главным в нашем мире

GQСпорт

Война без особых причин

В 2020 году спорт на планете Земля кончился. Стадионы брошены, команды распущены, чемпионаты отменены. Но есть турниры, которые даже во время пандемии собирают огромные аудитории, — киберспорт гораздо раньше, чем ожидалось, становится главным в нашем мире.

Текст: Антон Иванов

Киберспорт теснит традиционные дисциплины не только в рейтингах. Все чаще офлайн-турниры проходят на хоккейных и футбольных аренах.

Его можно назвать спортом судного дня — в странах с закрытыми границами, в их опустевших городах кипит виртуальная жизнь. За поединками вооруженных до зубов аватаров следят из изоляции поверх защитных масок миллионы глаз, среди которых и те, что смотрят на вас с обложки этого номера GQ.

«Неймар сыграл в CS:GO против Габриэла Жезуса. Вытащил раунд 1 в 4», «Неймар и Смолов — кто сильнее в CS:GO?» — такие заголовки в прессе уже никого не удивляют. Сегодня денег в гейминге больше, чем в киноиндустрии, и интерес к компьютерным играм продолжает расти вместе с поколением Z — первым, для которого граница между виртуальным и реальным мирами стерлась.

Два года назад журнал GQ вместе с консалтинговой компанией McKinsey проводил исследование приверженностей разных поколений. Оно открыло удивительный факт: для людей, родившихся в новом тысячелетии, компьютерные игры важнее, чем искусство, путешествия и автомобили — ключевые интересы поколений X и Y.

Для «зетов» геймдизайнеры — это те же художники. Созданные ими виртуальные миры не менее интересны, чем реальные страны, а автомобили в Need for Speed и Asphalt 4 более желанны, чем настоящие. Зародившаяся в семидесятых годах XX века игровая индустрия за полвека стала мейнстримом, в котором все активнее развивается спортивное направление.

Здесь нет симулянтов и желтых карточек за грубость, здесь ценится умение выводить соперника из игры самым действенным образом — убийством. Киберспорт всегда обращался к нашим самым древним инстинктам, тем, которые заставляли римских императоров опускать большой палец вниз, приказывая одному гладиатору прикончить другого. Именно поэтому из сорока с лишним тысяч игр статус основных киберспортивных дисциплин получили те, где правила просты и задача понятна каждому: уничтожить врага.

«Что такое киберспорт? — рассуждает руководитель киберспортивного и соревновательного направления World of Tanks Blitz Дарья Климчук. — Это игры, в которых присутствует взаимодействие с другими людьми и есть соревновательный элемент, возможность доказывать, что ты лучший. Кроме этого важно, чтобы игра была понятной для зрителя. Вот команда А и вот команда Б — кто убьет врага, тот и победил. Чем более сложные механики присутствуют в игре, тем сложнее вовлечь зрителя и удержать его во время трансляции».

В основе всех состязаний на земле лежит желание побеждать. Киберспорт — не исключение. В 1990‑х, когда все начиналось, игроки в Quake или Unreal Tournament не ставили перед собой цели разбогатеть или прославиться на весь мир — они просто хотели выигрывать. Но постепенно число участников и масштабы турниров росли, а то, что вчера было просто развлечением в подвальных компьютерных клубах, стало киберспортом, собирающим стадионы (традиционно для турниров арендуют хоккейные и футбольные арены).

В 2001 году Россия первой в мире признала спортом компьютерные соревнования, и хотя пятью годами позже Вячеслав Фетисов лишил их этого статуса, в 2016‑м киберспорт был восстановлен в российском спортивном реестре. Теперь уже навсегда.

«Развитие киберспорта в нашей стране я разделил бы на три этапа: подвальная романтика, легкий хаос и серьезный бизнес, — считает Степан Шульга, глава киберспортивного направления букмекерской компании Parimatch, в свое время сменивший работу в футбольном клубе на компьютерные игры. — Романтический период продолжался с начала 1990‑х где-то до 2010 года, потом до 2015‑го было время каких-то проб и ошибок, когда деньги уже появились, но никто не знал, как их лучше использовать, и с 2015 года начался достаточно понятный и суровый бизнес. Тогда многие розовые мечты разрушились, но зато заработали внятные финансовые модели».

То, что игры кончились и теперь все будет по-взрослому, стало ясно с приходом серьезных инвесторов. В октябре 2015 года USM Holdings Алишера Усманова совместно с «ЮТБ Холдингом» вложил в лучшую команду СНГ Virtus.pro $100 миллионов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Больше не лезет Больше не лезет

Как вновь ощутить вкус к жизни?

GQ
12 отличных сериалов Hulu, которые стоит посмотреть 12 отличных сериалов Hulu, которые стоит посмотреть

Успех "Рассказа служанки" возвел студию Hulu в ранг больших стриминг-игроков

Esquire
Светский Лев Светский Лев

Лев Рубинштейн попробовал себя в роли хроникера успешных людей

GQ
Квантовое расширение черной дыры Крускала оказалось асимптотически корректным Квантовое расширение черной дыры Крускала оказалось асимптотически корректным

Квантовая теория является асимптотически корректной

N+1
Типток Типток

Зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой»

Tatler
Внимание, воздух! Внимание, воздух!

Можно ли улучшить состояние кожи и избавиться от лишнего веса с помощью дыхания

Tatler
Выживут только не роботы Выживут только не роботы

Что происходит с эмпатией в виртуальную эпоху

GQ
Наличный обман Наличный обман

Дипфейк — технология, позволяющая менять лица людей на видео

GQ
Мир под их сапогом Мир под их сапогом

Как семейство Аньелли управляет миром

GQ
Вот 20 человек, которые могут взять Марка Цукерберга под контроль Вот 20 человек, которые могут взять Марка Цукерберга под контроль

В Facebook появится новый контролирующий совет

GQ
Факельное сумасшествие Факельное сумасшествие

Мир в ожидании очередной Олимпиады. Пройдет она летом в Токио

GQ
Дамоклов меч короны. Размышления о стратегии несогласных в ситуации пандемии Дамоклов меч короны. Размышления о стратегии несогласных в ситуации пандемии

Нынешняя ситуация «обнулила» всю работу несогласных с политическим режимом

СНОБ
Полторы минуты славы Полторы минуты славы

Продюсер звезд российского TikTok рассуждает о будущем молодых инфлюенсеров

Esquire
Революция уже в пути. Или нет, возможно Революция уже в пути. Или нет, возможно

Отношение к покупкам в интернете останется непредсказуемым

VC.RU
До лампочки: вредно ли ездить с пустым баком До лампочки: вредно ли ездить с пустым баком

Часто водители ездят до момента, пока не загорается лампа низкого уровня топлива

Популярная механика
Как Северная Корея и Южная Корея пошли по разным дорожкам Как Северная Корея и Южная Корея пошли по разным дорожкам

Не было в мире более яркого геополитического эксперимента, чем разделение Кореи

Maxim
Словарик сериаломана. 15 слов, которые полезно знать каждому фанату сериалов Словарик сериаломана. 15 слов, которые полезно знать каждому фанату сериалов

Мечтают ли шоураннеры о синдикации процедуралов?

Maxim
Альвдис Н. Рутиэн: Между Альвдис Н. Рутиэн: Между

Отрывок из романа по мотивам мифологии кельтов

СНОБ
Холли Робертс: Как иностранцу построить бизнес в России Холли Робертс: Как иностранцу построить бизнес в России

Иностранцы продолжают осваивать как малый, так и крупный бизнес в России

СНОБ
Мария Ласицкене: «Я буду до конца отстаивать свое право выступить в Токио. Повторения Рио совершенно не хочется» Мария Ласицкене: «Я буду до конца отстаивать свое право выступить в Токио. Повторения Рио совершенно не хочется»

Допинг и спорт в изоляции – интервью с Марией Ласицкене

GQ
Новые простые Новые простые

Ксения Рождественская об американских демократах в фильме «Снести Большой дом»

Weekend
Проституция — это насилие: почему нам всем нужна шведская модель Проституция — это насилие: почему нам всем нужна шведская модель

Проституция — это не свободный выбор, но как помочь этим женщинам?

Cosmopolitan
Сильный и мертвый: какова связь между обязанностью мужчины быть сильным и количеством самоубийств Сильный и мертвый: какова связь между обязанностью мужчины быть сильным и количеством самоубийств

Общество должно разрешить мужчинам быть слабыми

Esquire
«Стартаперы — люди с нездоровой психикой»: главный герой фильма Юрия Дудя — о жизни в Кремниевой долине «Стартаперы — люди с нездоровой психикой»: главный герой фильма Юрия Дудя — о жизни в Кремниевой долине

Николай Давыдов стал одним из основных героев фильма Юрия Дудя

Forbes
«Убийство священного оленя» и Йоргос Лантимос: почему от них все без ума? «Убийство священного оленя» и Йоргос Лантимос: почему от них все без ума?

Чем же так хорош нахальный режиссер Йоргос Лантимос и откуда он взялся

Esquire
Культура повиновения. История девочки из Йемена, добившейся развода в 9 лет Культура повиновения. История девочки из Йемена, добившейся развода в 9 лет

Отрывок из книги «Мне десять лет, и я разведена» о походе Нуджуд Али в суд

Forbes
Африка может наверстать упущенное Африка может наверстать упущенное

Отрывок из книги Ханса Рослинга «Фактологичность»

СНОБ
Древнее мексиканское озеро стало ловушкой для 60 мамонтов Древнее мексиканское озеро стало ловушкой для 60 мамонтов

Эти мамонты попались в грязевые ловушки и погибли

N+1
10 самолётов, сделанных в самых неожиданных странах 10 самолётов, сделанных в самых неожиданных странах

Есть страны, которые совершенно не ассоциируются с авиастроением

Популярная механика
Билет на свободу. Как выживает и на что рассчитывает турбизнес в эпоху пандемии Билет на свободу. Как выживает и на что рассчитывает турбизнес в эпоху пандемии

Что сейчас происходит в турсфере, что ждет её (и нас) в обозримом будущем

Forbes
Открыть в приложении