Война без особых причин
В 2020 году спорт на планете Земля кончился. Стадионы брошены, команды распущены, чемпионаты отменены. Но есть турниры, которые даже во время пандемии собирают огромные аудитории, — киберспорт гораздо раньше, чем ожидалось, становится главным в нашем мире.
Его можно назвать спортом судного дня — в странах с закрытыми границами, в их опустевших городах кипит виртуальная жизнь. За поединками вооруженных до зубов аватаров следят из изоляции поверх защитных масок миллионы глаз, среди которых и те, что смотрят на вас с обложки этого номера GQ.
«Неймар сыграл в CS:GO против Габриэла Жезуса. Вытащил раунд 1 в 4», «Неймар и Смолов — кто сильнее в CS:GO?» — такие заголовки в прессе уже никого не удивляют. Сегодня денег в гейминге больше, чем в киноиндустрии, и интерес к компьютерным играм продолжает расти вместе с поколением Z — первым, для которого граница между виртуальным и реальным мирами стерлась.
Два года назад журнал GQ вместе с консалтинговой компанией McKinsey проводил исследование приверженностей разных поколений. Оно открыло удивительный факт: для людей, родившихся в новом тысячелетии, компьютерные игры важнее, чем искусство, путешествия и автомобили — ключевые интересы поколений X и Y.
Для «зетов» геймдизайнеры — это те же художники. Созданные ими виртуальные миры не менее интересны, чем реальные страны, а автомобили в Need for Speed и Asphalt 4 более желанны, чем настоящие. Зародившаяся в семидесятых годах XX века игровая индустрия за полвека стала мейнстримом, в котором все активнее развивается спортивное направление.
Здесь нет симулянтов и желтых карточек за грубость, здесь ценится умение выводить соперника из игры самым действенным образом — убийством. Киберспорт всегда обращался к нашим самым древним инстинктам, тем, которые заставляли римских императоров опускать большой палец вниз, приказывая одному гладиатору прикончить другого. Именно поэтому из сорока с лишним тысяч игр статус основных киберспортивных дисциплин получили те, где правила просты и задача понятна каждому: уничтожить врага.
«Что такое киберспорт? — рассуждает руководитель киберспортивного и соревновательного направления World of Tanks Blitz Дарья Климчук. — Это игры, в которых присутствует взаимодействие с другими людьми и есть соревновательный элемент, возможность доказывать, что ты лучший. Кроме этого важно, чтобы игра была понятной для зрителя. Вот команда А и вот команда Б — кто убьет врага, тот и победил. Чем более сложные механики присутствуют в игре, тем сложнее вовлечь зрителя и удержать его во время трансляции».
В основе всех состязаний на земле лежит желание побеждать. Киберспорт — не исключение. В 1990‑х, когда все начиналось, игроки в Quake или Unreal Tournament не ставили перед собой цели разбогатеть или прославиться на весь мир — они просто хотели выигрывать. Но постепенно число участников и масштабы турниров росли, а то, что вчера было просто развлечением в подвальных компьютерных клубах, стало киберспортом, собирающим стадионы (традиционно для турниров арендуют хоккейные и футбольные арены).
В 2001 году Россия первой в мире признала спортом компьютерные соревнования, и хотя пятью годами позже Вячеслав Фетисов лишил их этого статуса, в 2016‑м киберспорт был восстановлен в российском спортивном реестре. Теперь уже навсегда.
«Развитие киберспорта в нашей стране я разделил бы на три этапа: подвальная романтика, легкий хаос и серьезный бизнес, — считает Степан Шульга, глава киберспортивного направления букмекерской компании Parimatch, в свое время сменивший работу в футбольном клубе на компьютерные игры. — Романтический период продолжался с начала 1990‑х где-то до 2010 года, потом до 2015‑го было время каких-то проб и ошибок, когда деньги уже появились, но никто не знал, как их лучше использовать, и с 2015 года начался достаточно понятный и суровый бизнес. Тогда многие розовые мечты разрушились, но зато заработали внятные финансовые модели».
То, что игры кончились и теперь все будет по-взрослому, стало ясно с приходом серьезных инвесторов. В октябре 2015 года USM Holdings Алишера Усманова совместно с «ЮТБ Холдингом» вложил в лучшую команду СНГ Virtus.pro $100 миллионов.