«К северу от 38-й параллели» Андрея Ланькова
Выбор Игоря Гулина
Северная Корея обладает очевидным для человека из внешнего мира, почти магическим темным очарованием. Последняя сохранившаяся в современном мире попытка социалистической утопии. Реализованная антиутопия — единственная подлинная диктатура эпохи постмодерна. При этом диктатура, получившая в эпоху правления Ким Чен Ына откровенно пародийный, комиксовый характер — благодаря довольно несуразной манере публичной саморепрезентации высшего руководителя. В последние годы КНДР стала немного более открытой, но утечки и лазейки только увеличивают ее привлекательность. Северная Корея — государство-миф, маленькая, но назойливая кость в горле глобализации (в этом смысле ее репутация сильно отличается, скажем, от Исламского государства (организация запрещена в РФ.— W) с его глобальными амбициями).
Историк и журналист Андрей Ланьков — один из ведущих специалистов по КНДР не только в России, но и в мире. Его последняя книга изначально вышла по-английски, но русская версия — полностью переработанная и более объемная. К тому же ее выход очень удачно совпал с новым всплеском интереса к стране, связанным с временным исчезновением последнего Кима, слухах о его болезни и грядущей смене правителя.
Анализ и интерпретация северокорейского мифа не входят в задачи Ланькова. Наоборот, «К северу от 38-й параллели» — книга подчеркнуто демистификаторская. Это огромный свод знаний и подробностей о жизни КНДР, основанный на личных впечатлениях (Ланьков регулярно ездил в Корею начиная с середины 1980-х), труднодоступных архивных документах, разговорах с чиновниками, диссидентами, бизнесменами, беженцами и обычными людьми. В общем — настоящая энциклопедия северокорейской жизни.
При этом про большую политику, ядерные игры и дипломатические интриги, благодаря которым Корея обычно попадает в фокус внимания новостей,— здесь не слишком много. Ланькова интересует все остальное. До такой степени все, что книга местами производит немного курьезное впечатление. Так, вещам действительно интересным — почти религиозному культу семьи Кимов, ритуалам самокритики, народным группам контроля за нравственностью, работе