Сегодня, 22 июня, наша страна отмечает День памяти и скорби. В 1941 году в этот день началась Великая Отечественная война. Об этом еще помним мы, но для детей это всего лишь дата в учебнике. Нужно ли новому поколению напоминать о страшных страницах истории? Нужно, говорит детский психолог Юлия Кононова. Ведь смысл Дня скорби в том, чтобы история не повторилась, чтобы не было войны.

PsychologiesСтиль жизни

«Говорить с детьми о войне можно и нужно уже с четырех лет»

«Говорить с детьми о войне можно уже с четырех лет»

Исследователи исторической памяти давно выделили «проблему четвертого поколения»: потомки, которые не застают в живых свидетелей, уже ничего не чувствуют. Можно почитать записи родителей на форумах, чтобы убедиться в этом: «Дети практически ничего не знают о войне»; «для них ВОВ − как война 1812 года − что-то далекое и двухмерное, как картинка в учебнике»; «они же за немцев в «танчики» играют».

Детский психолог Юлия Кононова считает: если мы хотим донести до ребенка, что значит война, нам нужно обращаться к тем переживаниям и смыслам, которые доступны ему.

Psychologies:

С какого возраста можно начинать говорить с детьми о войне?

Юлия Кононова:

Рассказывать, отвечать на вопросы − можно уже начиная с трех-четырех лет. Даже если взять русские сказки, там герои постоянно с кем-то воюют. Вокруг нас много образов, так или иначе связанных с войной: памятники, военная техника, люди в форме. Рано или поздно вопросы возникают сами.


Буквально три дня назад я со своими двойняшками ходила на экскурсию на крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге. Малышкам по четыре года. Они увидели пушку и спросили: «А зачем она нужна?» Это был тот момент, когда мне впервые пришлось заговорить о войне. И очень важно, как о войне рассказать, чтобы и не испугать, и донести такие важные уроки человечества. На крейсере мы спустились вниз, где было несколько помещений, посвященных революции. Там были ружья, каски, форма, аптечка военного доктора и картины. На одной из них представлено сражение.





Я сказала, что это и есть война. И объяснила так: «Жили-были на нашей земле папы, мамы, дети, бабушки и дедушки. И пришли плохие дяди, которые сказали: мы будем жить на вашей земле, а вы убирайтесь. Конечно, папы все встали и сказали: мы не уйдем отсюда, это наша земля. И стали защищать своих мам, детей, бабушек и дедушек. Достали пушки и стали защищать. И конечно, им самим доставалось: их ранили. Вот у этого пуля попала в руку, у этого болит нога, а у этого перебинтована голова. Но он все равно встал и помогает товарищам. Им всем было очень больно, но они стояли до последнего».

И как они отреагировали?

Когда я говорила, что людям было очень больно, дочь сказала: «Мама, знаешь, мне тоже сейчас больно».

Рассказывая детям о боли и смерти, мы не травмируем их?

Переживания боли, страха − это часть нашей жизни. Важно не уходить от этих тем, а объяснять: да, это бывает. Войны бывают. Здорово, что сейчас этого нет, но это может случиться снова.

Поскольку для многих взрослых эта тема тяжелая и пугающая, им кажется, что они должны оградить ребенка от переживаний

Если мы сами боимся о чем-то говорить, умалчиваем о чем-то − это передается ребенку. Маленькие дети чувствуют ваше отношение и ориентируются на него больше, чем на ваши слова. Травмируют не столько сведения, сколько то, как родитель говорит об этом. Для многих взрослых эта тема тяжелая и болезненная. Но не стоит избегать разговоров, если ребенок спрашивает. Не стоит отмахиваться, говорить: «Подрастешь, узнаешь». Если вы не отвечаете на его потребность в любознательности, вы ломаете его доверие, даете ему возможность узнать об этом от кого-то другого.

Что можно ответить на вопрос: «Почему войны происходят сейчас?»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении