Рейтинг франшиз / Вилгуд
Момент сцепления
Продажи франшизы помогли сети автосервисов «Вилгуд» вырасти в четыре раза за год.
Сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова схематично рисует на листе бумаги дом. «Это наша бизнес-модель: фундамент — система автоматизации бизнес-процессов, крыша — стратегия, а внутри — автосервис франчайзи. Для него мы делаем все самое дорогостоящее: маркетинг, продажи, софт, HR — полный тюнинг», — говорит она.
Три года назад она и ее муж Шерзод оставили бизнес по оптовым продажам стройматериалов. Сферу услуг для нового дела выбрали, чтобы не зависеть от торговых наценок и курса валют. Собственными силами Турсуновы мечтали построить крупную сеть независимых автосервисов и о франчайзинге даже не думали, пока в 2014 году знакомый предприниматель не уговорил супругов продать ему систему «Вилгуда». Теперь под брендом работает 62 станции технического обслуживания по всей России, а выручка компании — владельца франшизы — за прошлый год выросла на 150%, почти до 1 млрд рублей. За год количество франчайзинговых точек «Вилгуд» выросло в четыре раза.
Супруги Турсуновы, физики по образованию, родом из Узбекистана. В 2001 году они оставили мелкий семейный бизнес в Ташкенте и переехали в Москву, где открыли небольшую точку на строительном рынке. Когда в 2004 году в Россию пришел «Леруа Мерлен», у Турсуновых было уже 10 точек. Супруги рассудили, что с появлением крупного розничного игрока выгоднее будет переключиться на опт, и запустили производство и продажу пластиковых панелей и ПВХ-подоконников. Но и в этом бизнесе все было непросто. «Наш товар никогда бы не смог конкурировать по себестоимости с китайским, и перспектив развиваться в товарном сегменте я не видел, поэтому стал рассматривать сектор услуг», — рассуждает Шерзод Турсунов.
В ноябре 2011 года семья продала 35% бизнеса стройматериалов партнерам, предложив войти в свой новый проект одному из них — Алексею Крапивину, сыну бывшего советника экс-главы РЖД Владимира Якунина и акционеру Интерпрогрессбанка. Вместе они вложили 18 млн рублей в старый автосервис на юге Москвы, который назвали «Вилгуд».
Человеческий фактор
Ставку Шерзод и Барно сделали на человеческий труд — самое главное было добиться высокого качества работы и отдачи от сотрудников. На основе принципов управления и мотивации мастеров на заводе стройматериалов супруги разработали IT-систему для автомобильных сервисов. В автобизнесе важную роль играет квалификация исполнителя, подтверждает Николай Янковский, руководитель группы по развитию франчайзинговой сети «Бош Авто Сервис». «Автосервисный бизнес может привести в тупик небрежное отношение менеджмента к повышению квалификации сотрудников», — говорит он.