Госкапитализм вместо олигархов. Что произошло с экономикой за двадцатилетку Путина
С августа 1999 года, когда Владимир Путин возглавил правительство, Россия создала надежную резервную подушку на случай кризисов, а первое десятилетие ознаменовалось для россиян почти ежегодным двузначным ростом реальных доходов. В то же время доля госсектора выросла с 25% до 70%, число госслужащих — на миллион, а индексе восприятия коррупции Россия опустился более чем на 50 пунктов.
9 августа 1999 года первый президент России Борис Ельцин, обратившись к гражданам с телеэкранов, сообщил о назначении Владимира Путина исполняющим обязанности премьер-министра. С тех пор он остается ключевой фигурой в российском государстве, определяющей векторы государственной политики, в том числе и в экономической сфере. Что происходило при нем с российской экономикой?
Повезло с нефтью
На момент прихода Путина на пост премьера в 1999 году одной из основных проблем России было слишком слабое государство, которое не могло в полной мере выполнять ни фискальные, ни правоохранительные функции, говорит ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Тогда одной из первоочередных задач для Путина было навести порядок в государственных финансах — именно бюджетные проблемы во многом привели Россию к дефолту 1998 года, отмечает он.
Впрочем, наводить порядок в бюджетном хозяйстве начало еще правительство Евгения Примакова, указывает экс-заместитель министра финансов и бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко. «Задача была реализована в 1999—2002 годы: расходы было приведены в соответствие с доходами, а бюджетный дефицит удалось резко сократить и сделать контролируемым», — считает Алексашенко. В 1999 году дефицит бюджета удалось снизить с 6,3 до 1,4% ВВП. По итогам 2018 года бюджет впервые за семь лет и вовсе был исполнен с профицитом в 2,7% ВВП.
Для начала экономического подъема и роста доходов населения в конце 90-х годов не хватало двух факторов — стабильного правительства и притока инвестиций, говорит член наблюдательного совета ВТБ, бывший председатель Центробанка Сергей Дубинин. «В конечном итоге деньги пришли благодаря росту цен на нефть и притоку внешних и оживления внутренних инвестиций», — указывает он.
Высокие нефтяные цены помогли властям и в создании подушки безопасности на случай нового кризиса. Благодаря их росту бюджетную политику удалось подкрепить созданием резервных фондов, которые доказали свою необходимость в кризисные 2008-2009 и 2014-2016 годы, отмечает Алексашенко. На начало августа 2019 года международные резервы России превышают $519 млрд и остаются главной опорой властей на случай нового мирового кризиса, говорит главный экономист IHS Markit Лилит Геворкян.
Все те же дорогие энергоносители позволили увеличить и социальные расходы, что вывело многих россиян из бедности, считает Геворкян. В 1999 году за чертой бедности жили 41,6 млн человек (28,4%), по итогам 2018 года этот показатель, по данным Росстата, снизился до 18,9 млн человек. Кроме того, в первое десятилетие президентства Путина реальные располагаемые доходы россиян росли двузначными темпами, что привело к расширению среднего класса и росту позитивных ожиданий, считает экономист. Согласно данным Росстата, с 2001 по 2010 годы реальные располагаемые доходы россиян в реальном выражении росли в среднем на 10,6% в год. На этом фоне особенно драматическим выглядит падение реальных доходов во втором десятилетии Путина — с 2014 года они снижаются, показав незначительный рост (0,1%) лишь в 2018 году после изменения методологии Росстата.
Рост доходов бюджета позволил активно инвестировать в строительство дорог, мостов и прочей инфраструктуры. По данным InfraOne, общие инвестиции в основной капитал выросли за последние 20 лет почти в 10 раз — до $280,6 млрд (по средневзвешенному курсу доллара соответствующих лет). Доля госинвестиций в основной капитал в России близка к уровню США и европейских стран (14-15% от общих инвестиций), но основные этапы строительства инфраструктуры там уже позади. В странах, где инфраструктуру продолжают активно развивать, показатель может быть выше 20%. Например, по доле государственных инвестиций в основной капитал Россия уступает соседней Латвии, где в 2017 году они были на уровне 21%. Таким образом для сопоставимых государственных инвестиций в основной капитал России не хватает 3-4 п. п., или $8,4-11,2 млрд (550-730 млрд рублей), добавляет руководитель