Голые люди и искусство: как менялось изображение наготы от эпохи к эпохе
Изображение обнаженного тела было важной составляющей искусства на протяжении всей его истории — начиная с античных статуй и заканчивая свечами фаллических форм. Обнаженное тело символизирует наше отношение к прекрасному, сексуальному и запретному. А как именно это отношение менялось от эпохи к эпохе и что говорит о нас интерес к телу?
Первоначально обнаженное тело в искусстве представляло собой аллегорию. Как боги и богини символизировали высшее проявление прекрасного, так и их совершенные тела были метафорами чистоты, силы, мудрости, доброты.
40 000-летняя Венера из Холе-Фельса, старейшее известное изображение человеческого тела, покажется нам издевательством. Огромная грудь. Короткие ноги. Тучное тело. Но древними зрителями она воспринималась как амулет, связанный с плодородием. Человеческое тело было почитаемо, а подобные статуэтки могли носить как кулоны.
Культ обнаженного тела начинается в эпоху расцвета древнегреческого искусства. Греки считали обнаженное тело прекрасным. Все атлеты выступали на Олимпийских играх полностью голыми, а греческие скульпторы обожали их изображать. Начиная с V века до н. э. мастера скульптуры стремились показать совершенство тела спортсмена или воина и разработали целый жанр скульптур обнаженных мужчин под названием Курой.
Обнаженная женская фигура появилась позже, когда скульптор Пракситель создал статуи богини Афродиты наполовину голой. При этом мастер создал второй вариант той же скульптуры, но богиня на ней была уже полностью без одежды. Второй вариант покупали чаще. Греки задали негласные правила изображения голых тел. Мужчины обнажены полностью и гордо демонстрируют зрителю все части своего мощного тела, а женщины скромно прикрывают рукой грудь или лобок. Греки назвали этот жест назвали pudica, или «скромной позой».
Таким образом мужчина показывает свою неуязвимость, а женщина, наоборот, ограждает себя от взгляда зрителя
Долгими столетиями эти традиции не менялись. Пока в эпоху Возрождения гуманистически настроенные богачи не стали заказывать художникам картины на мифические сюжеты. На первый план вышло не изображение святых такими, как описывала их Библия и другие священные тексты, а сюжетные картины. Например, флорентийский мастер Сандро Боттичелли на заказ написал «Рождение Венеры». Обнаженная богиня, слегка прикрытая накидкой, символизирует божественную любовь, ниспосланную людям.
Заказывая мастеру эту работу, Лоренцо Медичи хотел подчеркнуть свою просвещенность. Моделью, которая позировала художнику для образа Венеры, была Симонетта Веспуччи, первая красотка Флоренции и возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо. Она позировала многим художникам. Полуобнаженное изображение девушки во времена Боттичелли не считалось чем-то предосудительным, наоборот — подчеркивало полубожественный статус натурщицы.