Мария Елисеева — человек, который создал свою планету

Seasons of lifeОбщество

Пока Земля еще вертится

Мария Елисеева — основатель и руководитель благотворительного фонда «Дети Марии» — человек, который создал свою планету. Такую, где каждый важен, где можно быть по-настоящему вместе, где нет пропасти между людьми с разными возможностями.

Текст Мария Жаворонкова. Фотографии Владимир Аверин

Двадцать пять лет назад театральный художник Мария Елисеева с мужем Ильей Сегаловичем, который был тогда еще не одним из создателей Yandex, а начинающим программистом, открыли небольшую творческую студию для группы подростков из интерната для детей с нарушениями развития. Студия выросла в благотворительный фонд «Дети Марии», который помогает адаптироваться в жизни детям и взрослым с особенностями здоровья, воспитанникам ПНИ, выпускникам детских домов. Теперь это несколько художественных мастерских, где можно заниматься керамикой, музыкой, иностранными языками, ткать, рисовать, варить суп, просто пить чай и общаться, это инклюзивный культурный центр «Тверская 15», это тренировочные квартиры для выпускников специализированных детских домов, это летние творческие программы в арт-резиденции на Волге. Девять лет назад Ильи не стало. Но остались Мария и ее дети — пятеро родных и те, кто ими стал. Из нежного саженца выросло раскидистое дерево, на ветки которого слетаются всё новые птицы, чтобы научиться вить свои гнезда.

Дверь дома Марии не закрывается — гости приходят и приходят, внушительная вереница кроссовок и крошечных сапожек в прихожей растет. Стол накрывается уже в третий раз, пахнет булочками, шумит чайник, малыши осторожно шагают, держась за большую невозмутимую собаку, на полу возятся дети с щенками — теплая обнимающая кутерьма.

«А вот моя Карина с Анечкой. Лео, тебя укачало? А приедет ли Юляка — вы видели, она покрасила волосы?» Через минуту ты начинаешь тонуть в именах, но уже точно знаешь, где взять чашки. Совсем как дома.

Скоро приедет группа из ПНИ — ее ждут. Австралиец Джонатан собирается готовить с ними шаурму, Ислом, заслуженный художник СССР из Самарканда, на котором постоянно кто-то висит из малышей, — лепить из глины. Но мастерская открыта для всех: дети, взрослые, «новенькие» и «старенькие» могут прийти на занятия. Это важно: не должно быть никакого искусственного разделения, пропасти между людьми с разными возможностями.

Накануне мы с Марией расстались почти ночью. Я поехала домой, а когда она смогла добраться до дачи, лучше даже не думать. Она, кажется, так и не успела позавтракать. Только нальешь ей чай, а Мария передает чашку тому, кто садится за стол. Все равно руки заняты: «Мария, у меня щенок разгрыз мяч! Мария, почини мне машинку». И тут еще я: «Мария, у нас же с тобой интервью». И чудо, нам удалось спрятаться и поговорить.

Ты, наверное, очень устаешь?

Конечно, бывает, что очень. Но вообще я всегда так жила и другой себя не помню. Никогда представить не могла, что у меня будет такая большая организация. Я совсем не хочу быть начальником. Трудно командовать, кого-то заставлять. Поэтому мне важно, чтобы вокруг собирались люди, похожие на меня. Для кого это не работа, а образ жизни. Я всегда верила, что такие люди есть, и они правда находятся. Мне все эти годы не хотелось превращать мой проект в организацию с жесткой субординацией и идеально выстроенной структурой, хотя без этого становится все труднее и труднее при наших масштабах. Важнее всего для меня сохранять дух той студии, из которой мы выросли, — быть семейкой, сообществом близких людей, в котором каждый слышен и значим.

Когда мы бежали на занятия в вашу студию на Дмитровке, ты сказала, что веришь — у каждого человека случаются встречи, которые меняют его. Была ли у тебя в жизни такая встреча?

Я преподавала в детской художественной студии в Балашихе, где сама выросла. Она была расположена в заводском, довольно неблагополучном районе, и моими учениками становились в числе прочих ребят все местные хулиганы. Сначала они били стекла в студии, писали нецензурные слова на гипсовых головах, а потом мне как-то удалось их на занятия заманить. И когда они стали к нам ходить, началась новая жизнь: мы с ними уже не только рисовали, но и ставили кукольные спектакли и даже с гастролями ездили.

От подруги я узнала про Пэтча Адамса, клоуна, который вместе с командой каждый год приезжает в российские детские больницы. И написала ему письмо — обычное, бумажное, никакой электронной почты в 1991 году у меня не было. Я очень хотела, чтобы он приехал в студию к моим хулиганам.

Я жила тогда в коммуналке на Бауманской. И представьте мое состояние: телефон в общем коридоре звонит, а на проводе — Пэтч! Я почти не говорила по-английски, а от шока вообще не могла сказать ни слова. Кое-как, с помощью переводчицы Пэтча, нам удалось объясниться — выяснилось, что он и его команда уже в Москве, они зовут меня пойти с ними в больницу, а потом заедут ко мне в студию.

Вот когда я впервые почувствовала, как даже одна короткая встреча может подарить такое острое ощущение счастья, что останется в памяти навсегда. Больница ходила ходуном. Летали мыльные пузыри, дети сидели и стояли на плечах у Пэтча, он доставал и доставал из карманов какие-то штуки, от которых все принимались хохотать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Колода джокеров и сорок сценариев будущего Колода джокеров и сорок сценариев будущего

Прогнозист Александр Чулок — о том, по какому пути может пойти развитие общества

РБК
Не дороже Lada Largus. Пять оригинальных моделей для большой семьи Не дороже Lada Largus. Пять оригинальных моделей для большой семьи

Toyota, Honda, Hyundai и другие — посмотрите на конкурентов Lada Largus

РБК
Искусство — это работа без причины Искусство — это работа без причины

Марина Акилова и ее дровяная печь анагама для обжига керамики

Seasons of life
Путеводитель по мифам: подборка научно-популярных книг о мифологии Путеводитель по мифам: подборка научно-популярных книг о мифологии

Как Библия повторяет за шумерами и что имели в виду древние египтяне?

ТехИнсайдер
Нам может повезти друг с другом Нам может повезти друг с другом

Пэтч Адамс о том, почему почему смешить людей — серьезная работа

Seasons of life
«Всему свое место» «Всему свое место»

Необыкновенная история алфавитного порядка

N+1
Я смотрю на то, что смотрит на меня Я смотрю на то, что смотрит на меня

Человеку, как и растению, нужен животворящий взгляд «садовника»

Seasons of life
Девчонки и мальчишки, а также их родители. Вечная жизнь «Ералаша» Девчонки и мальчишки, а также их родители. Вечная жизнь «Ералаша»

«Ералаш» — одно из самых необычных явлений в истории мирового кинематографа

СНОБ
Что вас удержит на плаву? Что вас удержит на плаву?

Откройте для себя то, что защищает вас и помогает вам преодолевать невзгоды

Psychologies
Жизнь резко потеряла смысл: зачем нам нужен экзистенциальный кризис Жизнь резко потеряла смысл: зачем нам нужен экзистенциальный кризис

Что такое экзистенциальный кризис и как с ним справиться?

Psychologies
Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура» Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура»

Борис Эйфман продолжает творить искусство балета уже полвека

СНОБ
Вокруг сказки Вокруг сказки

История одного проекта, рассказанная художницей и мамой

Новый очаг
Что читала Донна Тартт перед тем, как написать «Тайную историю» Что читала Донна Тартт перед тем, как написать «Тайную историю»

Какими книгами вдохновлялась Донна Тартт?

Правила жизни
Пример бесстрашия: как журналистка Дороти Томпсон взяла интервью у Гитлера Пример бесстрашия: как журналистка Дороти Томпсон взяла интервью у Гитлера

История журналистки Дороти Томпсон — причем выдержки и бесстрашия

Forbes
Люди с врожденными болезнями, над которыми смеялись тысячи зрителей: печальная история «девочки-верблюда» Люди с врожденными болезнями, над которыми смеялись тысячи зрителей: печальная история «девочки-верблюда»

Элла Харпер получила прозвище «девочка-верблюд» из-за необычного строения ног

ТехИнсайдер
Как США вышли из нескольких рецессий со времен Второй мировой войны Как США вышли из нескольких рецессий со времен Второй мировой войны

Некоторые спады в Америке оказались более длительными и серьезными, чем другие

ТехИнсайдер
Неисправимая ошибка Эйзенхауэра: как был казнён дезертир Эдди Словик Неисправимая ошибка Эйзенхауэра: как был казнён дезертир Эдди Словик

За что неудачливый солдат из Детройта получил высшую меру наказания?

ТехИнсайдер
Одна вокруг света: как починить машину в стране, где нет нужных запчастей Одна вокруг света: как починить машину в стране, где нет нужных запчастей

198-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Ресифи

Forbes
Провокация в ссоре. Что такое реактивный абьюз и как ему противостоять? Провокация в ссоре. Что такое реактивный абьюз и как ему противостоять?

Одна из наиболее коварных форм насилия — это реактивный абьюз

Psychologies
История браузера на телефоне: как посмотреть и почистить История браузера на телефоне: как посмотреть и почистить

Как посмотреть историю в самых популярных мобильных браузерах

CHIP
Тут главное – не переборщить Тут главное – не переборщить

9 полезных советов, как подготовиться к застолью

Лиза
Дыхание праздника Дыхание праздника

«Предчувствие Нового года витает в воздухе» – это не просто изящные слова

Лиза
Внедорожник для богатых: тест Lada Niva Travel Внедорожник для богатых: тест Lada Niva Travel

Каково это — ездить на современном отечественном автомобиле

Maxim
Селфхарм: почему люди причиняют себе физическую боль и как им помочь Селфхарм: почему люди причиняют себе физическую боль и как им помочь

Можно ли как-то помочь человеку, который причиняет себе боль?

Psychologies
Кудесники у плиты: 7 легендарных поваров Кудесники у плиты: 7 легендарных поваров

Повара со всего мира, которые смогли навсегда вписать свое имя в историю

Вокруг света
Читаем между строк Читаем между строк

Как себя вести с новым онлайн-знакомым?

Лиза
Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами

Отрывок из книги «Мифы об идеальном человеке» — о моральной философии

Forbes
Как русские писатели проигрывались в карты Как русские писатели проигрывались в карты

Кто из русских писателей проигрывал и выигрывал баснословные деньги

Культура.РФ
Датчик распредвала — что делает и как понять, что он неисправен Датчик распредвала — что делает и как понять, что он неисправен

Датчик положения распредвала — одна из деталей, о которых не задумываются

РБК
«Я благодарен всем хейтерам» «Я благодарен всем хейтерам»

Мы поговорили с артистом SHAMAN о его непростом пути к славе

OK!
Открыть в приложении