Голос темнокожих женщин. Лауреат Нобелевской премии по литературе Тони Моррисон умерла 5 августа в возрасте 88 лет
Тони Моррисон стала первой темнокожей женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе. В течение полувека она была литературным голосом афроамериканцев и уверенно вводила образы темнокожих женщин в мировую литературу. С разрешения издательства «Эксмо» Forbes Woman публикует отрывок из романа Тони Моррисон «Возлюбленная».
Тони Моррисон начинала как редактор — издала биографии Анджелы Дэвис и Мухаммеда Али, но в 1970 рискнула и опубликовала свой первый роман «Самые синие глаза» (1970 ) о трагической истории темнокожей девочки, которая верила, что ее жизнь сложилась бы иначе, будь она белой и синеглазой. Мировое признание пришло к Моррисон после драматического романа «Возлюбленная» (1987) о судьбе беглой чернокожей рабыни Сэти, которая принимает тяжелейшее решение — убить свою двухлетнюю дочь, лишь бы только девочка осталась свободной. За книгу «Возлюбленная» Тони Моррисон в 1988 году получила Пулитцеровскую премию, а позже журнал Time включил ее в сотню лучших романов на английском языке, выпущенных с 1923 по 2005 год. Всего Тони Моррисон написала 11 романов последний из которых «Боже, храни мое дитя» был издан в 2015 году и вышел на русском двумя годами позже.
В каждой своей книге Тони Моррисон показывала несовершенство общественного устройства с позиции уязвимых, истерзанных темнокожих женщин, которые стали жертвами истории, и делала это психологически достоверно и невероятно талантливо. Там, где у другого вышла бы слезовыжимающая историческая мелодрама, у Моррисон была подлинная литература. В своей удивительной джазовой манере она сочетала прошлое и настоящее так, что частные истории ее темнокожих героинь приобретали эпический размах. Как пишет критик Галина Юзефович, Тони Моррисон «сделала для афроамериканской литературы примерно то же, что писательницы-феминистки сделали для литературы, до недавнего времени снисходительно именовавшейся женской — стерла унизительную границу, делившую писателей по сортам в зависимости от их расовой или гендерной принадлежности». Тони Моррисон высоко ценили не только читатели и критики, но и сами писатели. Когда после выхода «Возлюбленной» в 1987 году National Book Award вручили другому произведению, все значительные американские писатели подписали петицию в поддержку «Возлюбленной» с требованием, чтобы «этот великий роман был удостоен высшей литературной премии своей страны».
Отрывок из романа Тони Моррисон «Возлюбленная»:
***
Неладно было в доме номер 124. Хозяйничало там зловредное маленькое привидение, дух ребенка. Женщины и дети, жившие в доме, отлично знали это. И долгое время, каждый по-своему, как-то мирились с тем, что отравляло им жизнь, но к 1873 году все изменилось. И Сэти со своей дочерью Денвер остались последними его жертвами. Бэби Сагз, свекровь Сэти и бабушка Денвер, умерла, а мальчики, Ховард и Баглер, давно уже сбежали из дома — им тогда еще и тринадцати не было. Баглера доконало зеркало, вдруг разлетевшееся вдребезги, когда он захотел посмотреться в него, а Ховард сломался, когда увидел на только что испеченном пироге отпечатки двух крошечных ладошек. Ни тому, ни другому больше намеков не потребовалось: ни перевернутых горшков с только что сваренным горохом, дымящейся грудой вываленным на пол, ни появления у порога крошек печенья, которые сами собой собираются в аккуратные кучки. Не стали они ждать и затишья — порой неделями или даже целыми месяцами в доме было спокойно. Нет. Оба сбежали — стоило дому совершить против них то, чего уже нельзя было