Год выбирали одно слово: как бывший менеджер «Яндекса» разрабатывал для «Сбера» семейство голосовых помощников
Одной из главных новинок, представленных на нашумевшей конференции обновленного «Сбера», стало семейство голосовых помощников и гаджеты под собственным брендом, в которых «живут» ассистенты. Кто стоял за разработкой нестандартного для «Сбера» направления, при чем здесь сериал «Теория большого взрыва» и зачем это нужно госбанку?
«Чей Крым?», — спрашивает глава SberDevices Константин Круглов у Джой, виртуального ассистента «Сбера». «Честно говоря, я не эксперт в этом вопросе», — отвечает Джой. «Каждый ассистент в своей манере, но соскакивает с таких тем. «Алиса» из «Яндекса» раньше говорила, что Крым ваш», — вспоминает он.
Именно Круглов стоит за созданием гаджетов и голосовых помощников «Сбера», представленных в октябре на широко обсуждаемой конференции госбанка. Он же до этого возглавлял разработку голосового помощника «Яндекса» «Алисы» и его первого устройства — умной колонки «Яндекс.Станции».
По словам Круглова, самая сложная задача в этом деле — обучить виртуальных ассистентов обходить острые темы: не ругаться матом, не комментировать геополитические конфликты или национальные вопросы. По его словам, «таких тем сотни тысяч» и на каждую нужно предусмотреть корректные ответы. «Спросить пользователи могут, что угодно. Я однажды увидел поисковые запросы и стало страшно жить, я тогда поседел», — рассказывает он.
Как бывший менеджер «Яндекса» убедил правление «Сбера» в том, что банку нужны голосовые ассистенты, и через что пришлось пройти его команде по пути к запуску?
Равнение на Алексу
В 2017 году Сбербанк утвердил новую стратегию, согласно которой за три года он должен трансформироваться в универсальную технологическую компанию и «конкурировать не с кредитными организациями, а с такими ИТ-гигантами, как Google, Amazon или Alibaba». Кроме того, в 2018 году глава госбанка Герман Греф объявил, что Сбербанк поменяет название на «Сбер», поскольку перерос понятие «банк».
В феврале 2019 года в Сбербанк пришел Константин Круглов, до этого три года проработавший в «Яндексе» директором по экспериментальным продуктам. В Сбербанке он получил должность директора департамента управления данными (SberData). «Мне показалось, что я смогу заниматься тем же самым, но на большем масштабе — и я не ошибся», — объясняет он причины ухода из «Яндекса». В компании увольнение Круглова не комментируют.
Нанимали Круглова не для того, чтобы заниматься голосовыми помощниками, а на другую задачу. Придя в корпорацию, менеджер увидел, что у Сбербанка «есть все для создания ассистентов, но никто этим не занимается всерьез». По собственным словам, на заседании правления госкомпании он заявил, что может решить для банка более важную задачу и готов построить новый канал коммуникации с клиентом на базе виртуальных помощников и устройств на их основе.
Интерес потребителей к ассистентам растет, и их можно сделать основой нового канала взаимодействия — устройства с голосовыми помощниками могут предоставлять потребителю доступ к разным сервисам «Сбера». В качестве успешного примера такой системы он привел экосистему американской Amazon, у которой, как и у Сбербанка, нет поисковой страницы, но есть ассистент Алекса.
Круглов отказался раскрыть размер инвестиций, которые потребовались для разработки этих устройств, но отметил, что «сумма была большая, а срок окупаемости измеряется годами». Инвестиции только в разработку голосовых помощников, топ-менеджер крупной IT-компании оценивает в десятки миллионов долларов. «Очень условно на создание «сферического помощника в вакууме» потребуются десятки программистов и несколько лет работы, в деньгах это $5-20 млн», — оценивает Александр Горный, сооснователь United Investors, в прошлом директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group. Сложность подсчета инвестиций на такие разработки заключается в том, что они, как правило, базируются на уже существующих технологиях в компании, поясняют участники рынка. Например, у Сбербанка есть наработки ее «дочек» Центра речевых технологий (занимается распознаванием речи) и VisionLabs (распознавание изображений, машинное обучение).
Помощники для Грефа
Круглов начал собирать команду и писать концепцию помощников и устройств, в которых помощники должны «жить». Какие именно гаджеты задумывались на этом этапе, менеджер не раскрывает. Итоговую концепцию правление Сбербанка одобрило в мае 2019 года. По словам Круглова, «было несколько итераций», после чего он получил «почти полную самостоятельность».
С главой Сбербанка Германом Грефом, который «активно участвует в работе», Круглов встречается раз в полтора месяца: «Смотрим и обсуждаем, что уже сделано, уточняем траекторию дальнейшего движения. Я показываю сделанное не только на слайдах. Первое время показывал микросхемы, напечатанные на 3D-принтере образцы, видеоролики. Сейчас проводим лайф демо».