Основатель «Додо Пицца» о том, как он будет бороться с плохой репутацией шаурмы

ForbesБизнес

«Есть в России национальный продукт, называется шаурма»: как основатель «Додо Пицца» планирует завоевать рынок донеров и кофе

Валерия Житкова

Фото Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Основатель самой крупной в России сети пиццерий «Додо Пицца» Федор Овчинников объявил о том, что хочет превратить свой бизнес в мультибрендовую компанию и будет развивать франшизу цифровых кофеен «Дринкит» и точек по продаже шаурмы «Донер 42». В интервью Forbes Овчинников рассказал, сколько ему стоила эта экспансия, как он будет бороться с подмоченной репутацией шаурмы и почему не станет продавать «Додо Пиццу» «Яндексу».

Федор Овчинников открыл свою первую пиццерию «Додо Пицца» в Сыктывкаре девять лет назад. Сегодня его сеть насчитывает 661 пиццерий в 14 странах мира от Нигерии до Китая, а выручка всех ресторанов, включая франчайзинговые, составила 20,5 млрд рублей за неполный 2020 год.

Год назад Овчинников объявил о том, что хочет вывести компанию на новые рынки и запускает внутри «Додо Пиццы» цифровую кофейню и сеть точек по продаже шаурмы под собственными брендами. Летом 2020-го в бизнес-центре на Автозаводской открылась экспериментальная кофейня «Дринкит», в ноябре запустится первая донерная. Forbes поговорил с предпринимателем о том, как он планирует выживать на «кровавом» кофейном рынке, почему не боится конкуренции с палаткой «У Ашота», сколько будет стоит запуск цифровой шаурменной по франшизе и в чем смысл названия «Донер 42».

 

Об «империи Додо»

— Вы открыли собственную кофейню, готовите к запуску сеть шаурменных, привлекли инвестиции для развития в Китае... Решили построить экосистему, как модно сейчас у наших IT-гигантов?

Я бы не назвал это экосистемой. Мы просто идем к тому, чтобы стать мультибрендовой компанией, которая развивает не только пиццу, но и другие концепции. Мы уже давно не классическая сеть пиццерий, мы фактически IT-компания, компания-киборг. Ядром нашей франшизы в пицце является собственная информационная система, которая позволяет контролировать все процессы в этом бизнесе и делать его более эффективным. В какой-то момент мы поняли, что нашей главной компетенцией является не пицца, а умение соединять розничный бизнес и информационные технологии и на стыке создавать что-то новое. И вот на этом пересечении мы можем построить большой глобальный бизнес.

А чем вам тогда слово «экосистема» не нравится? Ведь по сути это и она есть, вы под своей крышей хотите растить бизнесы из разных сфер...

Для наших потребителей все концепции разные. Никто не будет знать, что «Дринкит» — это наша кофейня, или что «Донер 42» и «Додо Пицца» — это одна компания. Это совершенно разные бренды, ориентированные на разные аудитории. Мы осознанно ушли от зонтичного бренда не стали открывать «Додо Кофе», «Додо Кебаб». Конечно, для бизнес-аудитории, для потенциальных франчайзи мы будем одной компанией, но бренды будут разными. Мы хотим развивать бренды с разными совершенно характерами. Кофе — это такой романтичный и интеллектуальный бренд, пицца — открытый, семейный, добрый... А шаурму мы видим более хулиганским, молодежным брендом, гиковым где-то.

IT-часть вы строили с самого старта «Додо»? Почему только сейчас решили ее использовать как основу для других бизнесов?

Да, со старта, но у нас изначально не было задачи становиться «киборгом». Мы хотели фокусироваться на пицце и всегда верили, что можем создать глобальную компанию на этом рынке, ведь пиццу едят во всем мире. И чтобы этой цели достичь, мы решили создать франшизу с очень сильной IT-составляющей. Но создавать большие IT-продукты дорого. Сделать их с нуля могут себе позволить только большие компании. А наша система, так получилось, написана как раз с нуля, она сегодня обеспечивает работу более 650 пиццерий в 13 странах мира. И раз уж мы вложили столько времени, денег и сил в эту часть бизнеса, логично ее использовать как-то еще.

Насколько дорого? Сколько вы вложили в IT «Додо» за все время?

Думаю, в районе $8 млн. И сейчас в месяц мы вкладываем фактически каждый квартал около $1 млн в IT. Каждый квартал. У нас около 120 человек задействовано в разработке системы, и нам еще и не хватает людей. Не все компании готовы пойти на такие долгосрочные вещи. Потому что нужно очень сильно верить в это и иметь большой запас терпения, пока это начнет приносить плоды. IT дает огромнейшие преимущества, и чем дальше, тем их больше. Надо просто уметь и иметь возможность ждать.

Почему было не сделать упор на рост уже отработанной бизнес-модели с пиццей в других странах за счет этой технологической базы? Вам не говорили разве: «Федор, это же расфокус»?

Мне очень часто это говорят, да. Но все-таки наша главная компетенция не пицца, а умение делать розничный бизнес в целом. У нас есть задача создать внутри компании инкубатор концепций, даже, можно сказать, стартапов. Нашей ролевой моделью в плане организации стал «Яндекс», где в рамках одной культуры компании появляются самостоятельные продукты, которые пользуются общими сервисами.

Есть еще один важный момент. У нас бизнес все-таки на земле, и чтобы добиться какого-то внушительного роста, нужно 3-5 лет. На каждом рынке. В России мы за 10 лет сильно выросли, компания генерирует прибыль, все хорошо. Но мы скоро почувствуем потолок, границу рынка. Мы открыли 500 пиццерий в России, Белоруссии и Казахстане, думаю, что сможем открыть 1000 и все, дальше уже смысла нет. Чтобы эту границу преодолеть, мы стали выходить за рубеж. Но международное развитие требует времени. То есть у нас мог бы возникнуть такой гэп: в России мы выросли и заняли практически весь рынок, все, больше масштабироваться некуда, а за рубежом еще маленькие, компания не генерирует достаточно прибыли. И этот процесс мы при всем желании и талантах не можем ускорить. Как говорил Уоррен Баффет, девять женщин не родят за месяц.

При этом бизнес должен расти и оставаться инвестиционно привлекательным всегда. Даже если вы сейчас не ищете инвестиций, стоит задать себе вопрос: «А что бы сказал инвестор?» Кажется, эту стратегию он бы одобрил. Поэтому мы и пришли к идее запуска новых концепций в конце прошлого года.

О кофейном конструкторе

Расскажите про концепцию своей цифровой кофейни. Что это такое и почему именно кофе?

Мы не хотим изобретать велосипед. Мы хотим взять продукт, который точно все знают, который точно работает. Сделать его лучше с помощью IT и масштабировать, используя наши компетенции по росту бизнеса. О чем вообще концепция? Мы хотим делать качественный, очень хороший кофе в профессиональных ручных кофемашинах. Но какая главная проблема с профессиональным кофе? Его очень сложно масштабировать. В нем очень много человеческого фактора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1990: Лихие и крутые 1990: Лихие и крутые

В январе 1991 года на Пушкинской площади открылся первый «Макдоналдс»

Esquire
Мир викингов и скандинавская мифология: обзор на игру Assassin's Creed: Valhalla Мир викингов и скандинавская мифология: обзор на игру Assassin's Creed: Valhalla

Почему Assassin's Creed: Valhalla это лучшая игра серии за последние годы

Esquire
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Последний дубль: чем закончилась карьера детей-актеров из СССР и Голливуда Последний дубль: чем закончилась карьера детей-актеров из СССР и Голливуда

Они перестали быть и юными, и актерами...

Cosmopolitan
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Когда не надо спрашивать «почему?» Когда не надо спрашивать «почему?»

Иногда невинное «почему?» вызывает сопротивление и даже агрессию

Psychologies
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Правила жизни Натальи Бонк Правила жизни Натальи Бонк

Правила жизни лингвиста и педагога Натальи Бонк

Esquire
Найти свое место в новой реальности Найти свое место в новой реальности

Кого из соискателей при прочих равных выбирают сегодня работодатели?

Psychologies
Как снизить вредное воздействие алкоголя на организм Как снизить вредное воздействие алкоголя на организм

Перестаньте выпивать за несколько часов до сна

GQ
Предков индейцев пуэбло уличили в топлении льда для выживания во время засух Предков индейцев пуэбло уличили в топлении льда для выживания во время засух

Необычный источник воды помог коренным американцам выжить в засушливом климате

N+1
Почему поднимать самооценку вредно? Объясняет психолог Почему поднимать самооценку вредно? Объясняет психолог

Психолог объясняет, как поддерживать себя и помогать себе, но не оценивать

Cosmopolitan
Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках» Борис Галкин: «Гибкая электроника не только даст импульс к появлению новых применений, но и потеснит традиционную электронику на существующих рынках»

Как развивается рынок гибкой электроники и почему у России отличные перспективы

Inc.
9 советов, как лучше запоминать новую информацию (это полезно в любом возрасте) 9 советов, как лучше запоминать новую информацию (это полезно в любом возрасте)

Учиться никогда не поздно, но как делать это эффективно

Playboy
Смерть в летнюю ночь: памяти Оливии де Хэвилленд Смерть в летнюю ночь: памяти Оливии де Хэвилленд

Кто такая Оливия де Хэвилленд в народной памяти?

Школа Masters
Несколько страниц из жизни… пня Несколько страниц из жизни… пня

Пень многолик. Присмотримся к нему повнимательнее

Наука и жизнь
«Один или два середнячка в команде расхолаживают всех»: миллиардер и CEO Netflix Рид Хастингс о том, как создать сверхэффективную команду «Один или два середнячка в команде расхолаживают всех»: миллиардер и CEO Netflix Рид Хастингс о том, как создать сверхэффективную команду

Отрывок из книги про Netflix о том, как собрать коллектив мечты

Forbes
Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов в России Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов в России

О борьбе за бриллианты отечественного производства

РБК
Сериал «Корона» по-прежнему очень роскошный, но больше не впечатляет Сериал «Корона» по-прежнему очень роскошный, но больше не впечатляет

Самое дорогое жизнеописание, но все-таки слишком далекое от истины

GQ
Toyota C-HR. Восторг и недоумение Toyota C-HR. Восторг и недоумение

Toyota C-HR — автомобиль, который можно смело назвать дизайнерским

4x4 Club
В Африку гулять! В Африку гулять!

Танзания становится всё более популярным travel-направлением

OK!
Заха Хадид. Гостья из будущего Заха Хадид. Гостья из будущего

«Любой ее проект — невиданная новость, и каждый — отважнее предыдущего»

Караван историй
8 секретов, спрятанных в известных картинах 8 секретов, спрятанных в известных картинах

У великих мастеров и пасхалки великие!

Maxim
«Я сделала своего мужа миллионером» «Я сделала своего мужа миллионером»

Популярный блогер Яна Sims рассказала, как вдохновить своего мужчину

OK!

Люсиль Болл до сих пор остается в списке лучших комедийных актрис ХХ века

Cosmopolitan
Почему черные дыры — самые страшные объекты во Вселенной Почему черные дыры — самые страшные объекты во Вселенной

В черных дырах нарушаются законы физики, но это не самое страшное

Популярная механика
Сколько лет Вселенной — все версии Сколько лет Вселенной — все версии

Люди с древних времен интересовались возрастом Вселенной и, наконец, нашли ответ

Популярная механика
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
Одновременная линька маховых перьев облегчила птицам отказ от полета Одновременная линька маховых перьев облегчила птицам отказ от полета

Ученые выяснили причину, по которой птицы становятся нелетающими

N+1
Тайная связь с Кубой Тайная связь с Кубой

История переговоров между Вашингтоном и Гаваной

kiozk originals
Открыть в приложении